В 2026 году в Сочи может начаться строительство первого в России насыпного острова стоимостью в триллион рублей. Эксперты, опрошенные сайтом Кавказ.Реалии, сомневаются в реальности проекта: попытки создать "свой Дубай" замораживались даже в более стабильные времена. На фоне технологического отставания, санкций и небезопасности в Черном море из-за войны новые амбициозные планы вызывают еще больший скепсис.
О начале проектирования насыпного острова осенью 2024 года на форуме Mallpic в Сочи заявил гендиректор корпорации "Остров Первый" Бахтияр (Булат) Шакиров. "Следующие два года мы планируем заниматься проектированием, а затем семь лет – строительством этого объекта. В этом году я провел рабочую встречу с министрами строительства и транспорта РФ, с руководителем Росприроднадзора. Место есть – напротив Мацестинского моста. Его (проект) разработали японцы", – сказал тогда бизнесмен.
Речь идет о проекте, запланированном еще в 2008 году японской компанией Toho Global Associates и российским ООО "Хамар", но нереализованном из-за финансового кризиса. О том, насколько нынешняя инициатива корпорации "Остров Первый" остается "сырой", свидетельствуют даже "плавающие" сроки: в конце января 2025 года тот же Шакиров заявил, что строительство займет уже пять лет, а насыпной остров якобы может появиться к 2031 году.
На Кубани даже очистные сооружения построить не могут
Согласно открытым данным, ООО "Специализированный застройщик "Корпорация Остров Первый" зарегистрировано в апреле 2024 года в Сочи. Его учредитель и гендиректор – Бахтияр (в российских СМИ также фигурирует как Булат) Булатович Шакиров. Он руководит еще несколькими корпорациями "Остров Первый" с порядковыми номерами от одного до пяти, связан с компаниями в Чечне, Краснодаре и Санкт-Петербурге, а также зарегистрирован как индивидуальный предприниматель в Москве. Уставной капитал корпорации, обещающей главному курорту Краснодарского края инвестиции в триллион рублей, составляет всего 20 тысяч.
Самый первый проект строительства искусственного архипелага в Сочи представили еще в 2003 году, тогда говорили о семи островах. Позже появился другой проект – остров "Федерация". Планировалось, что он повторит очертания России, а протоки внутри будут символизировать ее главные реки. Автором идеи выступил голландский архитектор Эрик ван Эгераат.
На островах разных проектов планировали построить VIP-отели, торговые и развлекательные центры, подземные паркинги. Все это, по замыслу авторов, должно решить проблему нехватки пляжей в Сочи, зажатом между морем и горами. В прошлом ближе всех к реализации был именно проект "Федерация", который получил одобрение президента Владимира Путина. Стоимость строительства тогда оценивалась в 155 миллиардов рублей, предполагалось привлечение инвестора – компании Allied Business Consultants из ОАЭ. Искусственный архипелаг должен был появиться к Олимпийским играм, но вскоре проект заморозили – тоже из-за глобального экономического кризиса.
Неспокойное море
Заявления о создании таких объектов можно сравнить с обещаниями правительства России и президента Путина о производстве самолетов, которое постоянно откладывается, или с заявлениями региональных чиновников о введении новых трамвайных маршрутов, говорит журналист Сергей Резник, занимающийся антикоррупционными расследованиями.
"На фоне фактического вывода российского флота из Черного моря, его перевода из [аннексированного] Севастополя в Новороссийск возникает вопрос: как власти спрячут грандиозную стройку от украинских летательных и надводных беспилотников? В этих условиях новость о насыпном острове кажется абсурдной", – заявил Резник в беседе с редакцией.
Мы перестаем быть курортным городом, превращаясь в полигон для экспериментов
В отличие от проблемного черноморского побережья, расположенное рядом Средиземное море, омывающее Турцию и весь юг Европы, остается более стабильным регионом. Поэтому крупные инвесторы скорее вложат деньги в проекты там, чем в строительство у берегов Сочи, продолжает журналист.
"На Кубани даже нормальные очистные сооружения построить не могут – все побережье от Анапы до Адлера в стоках канализации", – отметил собеседник. Тем не менее, он признает: если остров с люксовыми номерами все же построят, он может заинтересовать тех, кто после начала войны в Украине не может отдыхать за границей.
Сами сочинцы крайне негативно относятся к подобным проектам, особенно учитывая, что при их разработке не принимаются во внимание морские течения и экологическая обстановка, рассказала корреспонденту Кавказ.Реалии местная гражданская активистка (из-за репрессивного российского законодательства редакция не указывает ее имя).
"Мы перестаем быть курортным городом и бальнеологическим центром, превращаясь в полигон для экспериментов сомнительных девелоперов. Знаю, что сочинцы собирали подписи не просто против строительства острова, а за прекращение самого обсуждения этой идеи", – отмечает собеседница.
Строительство зависит от лоббирования в Москве и поддержки крупного бизнеса. Скорее всего, все снова останется на уровне разговоров и презентаций, как это уже происходило, считает активистка.
"Но если будет давление со стороны Кремля, проекту, скорее всего, дадут ход. Мнение людей никто не учитывает", – заключила жительница Кубани.
Что хочет Кремль?
Масштабные строительные проекты на черноморском побережье Краснодарского края анонсировались и в последние годы, напоминает глава "Transparency International – Россия" Илья Шуманов: "Несколько лет назад заявлялось о создании целого туристического города "Новая Анапа", возвращались и к проекту острова "Федерация". Но все эти инициативы обсуждались еще до начала полномасштабной войны в Украине".
Эксперт обращает внимание на то, что проект "Новой Анапы" продвигается государственной корпорацией Туризм.РФ, созданной по поручению премьер-министра Михаила Мишустина для реализации поручений президента.
Сильно сомневаюсь, что частный бизнес вложит триллион в насыпной остров
"Можно предположить, что и новый проект [насыпного острова] окажется в зоне ответственности Туризм.РФ, тем более что ее руководитель Сергей Суханов ранее был вице-мэром курорта и вице-президентом оргкомитета "Сочи-2014", затем работал в структурах [приближенного к Путину бизнесмена] Геннадия Тимченко и руководил строительством "Северного широтного хода" на Ямале", – продолжает Шуманов.
По его словам, из-за санкций, технологического отставания и удорожания логистики стоимость нового проекта в Сочи может значительно возрасти. Однако, если его одобрит Кремль, это не станет препятствием.
Основной источник финансирования подобных инициатив – бюджет, соглашается экономист Сергей Жаворонков, но сегодня финансовые возможности федерального центра значительно ограничены. Среди масштабных проектов, реализованных с привлечением бизнеса, собеседник выделяет горнолыжный курорт "Роза хутор", возведенный при участии Владимира Потанина, еще одного предпринимателя из окружения Путина.
"Впрочем, у "Роза Хутор" есть проблема, характерная для всего Сочи: он слишком дорогой и недоступен для большинства россиян. А у обеспеченных людей по-прежнему есть возможность отдыхать за границей. Сильно сомневаюсь, что частный бизнес вложит триллион в насыпной остров. Если только речь не идет о кредитах государственных банков, которые по сути являются планово-невозвратными", – заключил Жаворонков.
- На мусорный полигон в Ростовской области завезли песок, загрязненный мазутом. Его собрали с побережья Черного моря после массового разлива нефтепродуктов из-за крушения танкеров. Местные жители протестуют против складирования отходов на неподготовленных полигонах.
- Сочи и расположенный выше Туапсинский район практически ежегодно подтапливает из-за ливней. Причина – бесконтрольная застройка пойм рек, олимпийское наследие, отсутствие работающей сети ливневок.
- Российские власти не оставляют намерений по созданию горнолыжного курорта на плато Лаго-Наки в Адыгее, входящего в объект всемирного природного наследия ЮНЕСКО "Западный Кавказ". Это может привести к уничтожению десятков гектаров лесов и ценных лугов, которые застроят гостиницами, канатными дорогами, подъемниками и ресторанами.
- Генпрокуратура признала "нежелательной" в России деятельность WWF – Всемирного фонда дикой природы, который занимался в том числе восстановлением популяции редких животных и созданием природных парков на Северном Кавказе. О том, как решение властей отразится на охране природы региона, редакции Кавказ.Реалии рассказали эксперты.
Форум