Прокуратура Гунибского района выразила протест относительно создания дружин и маслиатских судов при мечетях. Но для некоторых этот метод решения конфликта наиболее доступный: не дорого и быстро.
"Уставами предусмотрено, что имамы мечетей создают дружины для соблюдения общественного порядка в дни религиозных праздников и пятничных мероприятий, а также организуют маслиатские суды для разрешения вопросов, возникающих между верующими", - сообщается на официальном сайте прокуратуры республики.
Надзорный орган считает указанные положения уставов противоречащими нормам Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об участии граждан в охране общественного порядка", Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и иным нормативным правовым актам. Поэтому прокуратура потребовала привести уставы мечетей в соответствие с требованиями законодательства.
Под маслиатом в Дагестане подразумевается примирение сторон, разрешение конфликта. В муфтияте республики для этого существует специальный отдел.
Маслиатские суды - это шариатский орган, где рассматриваются споры между мусульманами.
На сайте муфтият отчитывается о деятельности этого отдела. Так, согласно недавнему сообщению, "в период с 1 по 8 мая в Отделе примирения Муфтията РД было рассмотрено 13 обращений жителей республики. В основном, это были вопросы, связанные с разделом имущества, долговыми обязательствами, бракоразводными процессами и бытовыми конфликтами (...) Обстоятельства дела стараются выяснять при участии всех участников конфликта, а в некоторых случаях - и с привлечением авторитетных ученых-богословов".
Бывший имам Гунибского района Каримулла-хаджи Магомедов входит в такую примиренческую комиссию. В беседе с "Кавказ.Реалии" он привел примеры того, как эти комиссии не допустили эскалации конфликтов в соседних селах.
По мнению Магомедова, маслиатские комиссии/суды, или те же самые дружины при мечетях действуют как вспомогательные органы светской власти для установления порядка.
Вместе с тем экс-имам удивляется требованию прокуратуры отказаться в уставах от создания дружин и маслиатских судов. Ведь все мечетьские уставы прошли через министерство юстиции республики, говорит Магомедов.
Представитель мечети в Хасавюртовском районе Гасан Идрисов в беседе с "Кавказ.Реалии" разъясняет, что маслиатские суды - это шариатский орган, где рассматриваются споры между мусульманами. И они ни в коем случае не противоречат ни светским судам, ни Конституции России, считает он.
"Тем не менее, светские суды и светские власти ревностно относятся к ним, принимая их в штыки, - говорит Идрисов. - Ведь многие люди, не доверяя подкупным судам и прокурорам, обращаются в маслиатские суды. Тем самым получается, что кое-где они лишаются своей кормушки".
Причину предпочтения маслиатских судов некоторой частью дагестанцев педагог из Цунтинского района республики Арсен Абдулаев видит в том, что "народ потерял надежду на элементарное справедливое разрешение тех или иных проблем по спорным вопросам или конфликтным ситуациям".
Уже никто из рядовых граждан не удивляется, когда судебные решения противоречат закону.
"Это очень печально, когда некоторые представители правоохранительной или судебной системы во главу угла ставят прежде всего меркантильные, личные интересы, вместо того, что определить главным приоритетом в своей деятельности верховенство Закона, - отмечает Абдулаев. - Уже никто из рядовых граждан не удивляется, когда судебные решения противоречат закону".
По мнению юриста из Дагестана Расула Кадиева, в обществе всегда есть спрос на разрешение конфликтов. И на этом "рынке" идет поиск модели, при которой оптимально предоставляются услуги по доступу к процедуре, справедливости и исполнимости.
Процедура "маслиатского суда" - это третейский суд.
"Наиболее доступная сторонам форма разрешения конфликта: не дорого, быстро, - отмечает Кадиев в беседе с "Кавказ.Реалии". - И так как у нас общество стремится к мусульманскому, данный способ разрешения конфликта пользуется спросом".
Кроме того, добавляет Расул Кадиев, в отличие от обычного суда, в маслиатском можно выбрать арбитра.