Расследовательский проект "Система" выпустил документальный фильм "Бойня призраков" о том, как российские заключенные воюют в Украине. В фильме детально восстановлена хронология проектов по вербовке заключенных Минобороны: "Шторм Z" и "Шторм V". О ряде важных событий ранее не говорилось в медиа.
Секретный указ
Все началось в Кремле.
4 июля 2022 года Владимир Путин встретился с тогдашним министром обороны Сергеем Шойгу. Президент напомнил министру, что до встречи с ним успел поговорить с двумя российскими генералами:
"Как вы знаете, генерал-полковник Лапин Александр Павлович и генерал армии Суровикин Сергей Владимирович докладывали мне сегодня тоже о ходе выполнения поставленных перед ними задач и внесли свои предложения по развитию наступательных операций. Министерство обороны и Генеральный штаб имеют в виду все предложения командиров на местах".
Точное содержание встречи Путина с генералами неизвестно – встреча была непубличной. Однако в тот же день, когда состоялась встреча с Сергеем Шойгу, 4 июля 2022 года Путин подписал секретный указ с номером Прс-563. Этот указ и дал старт предварительной подготовке Министерства обороны к набору заключенных в роты Шторм Z. "Система" обнаружила ссылку на этот указ в памятке, которая распространялась в российских колониях в 2023 году, и была разработана военными политруками:
"В соответствии с указанием президента Российской Федерации от 4 июля 2022 г. №Прс-563 проводятся мероприятия по привлечению лиц осужденных к лишению свободы и отбывающих наказания в исправительных учреждениях (далее – спецконтингент), по добровольному участию в СВО в составе штурмовых рот Z".
Указ засекречен – его нельзя найти в открытых реестрах. Однако на этот же номер путинского указа, Прс-563, говоря об участии российских заключенных в большой войне, ссылается и украинская военная разведка (ГУР). Также ГУР утверждает, что российское руководство создало специальную комиссию по контролю за набором осужденных, а возглавил ее – генерал-майор Олег Польгуев. В прошлом – глава разведки ВДВ.
Польгуев действительно был одним из высокопоставленных военных, визировавших документ-"согласие", которое подписывали заключенные перед отправкой на войну в самом начале проекта "Шторм Z".
Олег Польгуев – давний сослуживец генерала Сергея Суровикина. Он был подчиненным Суровикина в горячих точках и часто следовал за шефом по карьерной лестнице, где бы тот ни служил. Сайты с компроматом и вовсе называют их близкими приятелями, а самого Польгуева – адъютантом Суровикина. Говоря о своем командире, Польгуев патетично сравнивает его со знаменитым полководцем Александром Суворовым.
Упомянутый Путиным на встрече с министром обороны Сергей Суровикин, судя по всему, выступил в роли одного из разработчиков проекта по вербовке заключенных на войну в Украине. Тогда Суровикин возглавлял Южную группировку войск – ключевую в вопросе формирования рот "Шторм Z". Спецкомиссию по контролю за осужденными возглавил "его человек" — генерал-майор Олег Польгуев. Помимо этого, Суровикин имел тесные связи с ЧВК "Вагнер", которая первой начала набор осужденных в свои ряды.
Но окончательное решение принял не генералитет: команду "Старт" для подготовки штурмовых рот из заключенных дал своим указом лично президент России Владимир Путин.
Проект "Zа СВОбоду": создание рот Шторм Z
Министерство обороны приступило к разработке проекта своих штурмовых рот Шторм Z. А тем временем, параллельно, развернулась кампания по вербовке заключенных представителями ЧВК "Вагнер". Уже 6 июля 2022 года "вагнеровцы" забрали на фронт первую группу заключенных из питерской ИК-7 строгого режима "Яблоневка". Активная вербовка зэков представителями ЧВК "Вагнер" продолжилась. В октябре того же года официально началась битва за Бахмут ("Бахмутская мясорубка"), в которой массово участвовали отряды ЧВК "Вагнер", сформированные из заключенных.
Первый шаг в проекте "Шторм Z" Министерство обороны сделало только в конце сентября 2022 года: постепенно начало вербовать заключенных из так называемых "красных колоний", где отбывают наказание бывшие силовики. Одна из первых, пробных групп зэков, могла отправиться на фронт в ночь на 11 октября.
Активный набор осужденных "под крыло" Минобороны, в том числе из "обычных" колоний, начался в конце января 2023 года. Тогда же на ресурсах военного ведомства появилось первое упоминание формирований "Шторм" — это тоже штурмовые подразделения, как и "Шторм Z", но в них служат обычные военные, не из колоний. Официально Минобороны никогда не упоминало на своих ресурсах о том, что привлекает заключенных на военную службу.
Уже в феврале 2023 года эксперимент по вербовке заключенных на фронт пережил судьбоносный поворот.
9 февраля Евгений Пригожин объявил о прекращении набора заключенных в "Вагнер". Спустя 2 недели, 24 февраля 2023 года, в годовщину полномасштабного вторжения, глава Генштаба Валерий Герасимов издал засекреченный указ № "14/1/5704ш". Этот указ официально запустил проект "Шторм Z" и закрепил за осужденными статус "добровольцев" (с рядом ограничений, как "спецконтингент"). "Система" обнаружила ссылку на этот указ в нескольких справках Минобороны, которые военное ведомство направляло вернувшимся с фронта заключенным.
Таким образом, проект "Шторм Z" заработал в полную силу уже начиная с весны 2023 года. Засекреченная программа по набору заключенных в роты "Шторм Z" получила кодовое название "За СВОбоду", следует из документов, с которыми ознакомилась "Система".
В отличие от "Вагнера", роты "Шторм Z" воевали практически на всех направлениях: Харьковском, Луганском, Донецком, Запорожском, Херсонском. Набор в Шторм Z прекратился осенью 2023 года, а последние заключенные, завербованные в Шторм Z, вернулись с фронта в марте 2024 года – тогда же завершился проект "Шторм Z".
"Витязи": создание рот Шторм V
24 июня 2023 года, в разгар мятежа ЧВК "Вагнер", Владимир Путин подписал федеральный закон №270, закрепляющий возможность освобождения от уголовной ответственности при заключении армейского контракта. На фоне происходивших в те дни событий, многие попросту не обратили внимание на этот закон.
Так появилась юридическая база для призыва осужденных на службу по официальному контракту с Минобороны. Начиная с сентября бывшие заключенные стали служить в ротах "Шторм V", писали Русская служба BBC и "Система". Бойцов "Шторм V" российские военные между собой иногда называют "витязями". Набор в "Шторм Z", как уже говорилось ранее, был прекращен.
Теперь заключенные подписывают обычный контракт с Минобороны, такой же, как и у любого другого контрактника. А вместо помилования от президента заключенные получают "условное" освобождение.
Полное освобождение и погашение судимости бойцы Шторм V получат только в случае получения госнаграды, после окончания войны, или при потере здоровья. Это более жесткие условия, чем те, которые предлагали заключенным до осени 23-го года.
Вчерашним заключенным, по крайней мере на бумаге, становятся доступны льготы военных (включая статус ветерана боевых действий), они получают личный жетон, а зарплаты уравниваются с заработком контрактников.
В фильме "Бойня призраков" приводятся наглядные подтверждения тому, что после смены литеры Z на V, штурмовые роты, составленные из заключенных, все так же сталкиваются со служебной дискриминацией и участвуют в так называемых "мясных штурмах", в которые бросали и их предшественников – бойцов Шторм Z.
Что еще о военной службе заключенных скрывает российская власть? Ответы – в нашем фильме: