Военно-морские силы Украины сообщили, что 25 ноября корабли пограничного управления ФСБ России совершили «агрессивные действия» против украинских бронекатеров «Бердянск» и «Никополь» и буксира «Яны Капу», которые переходили из порта Одессы в порт Мариуполя. ФСБ считает, что украинские военные незаконно пересекли границу России и осуществили опасные маневры на пути к Керченскому проливу.
В российском силовом ведомстве сообщили, что украинские суда и моряки будут доставлены в Керчь. При этом ФСБ возбудила уголовное дело по части 3 статьи 322 УК России – незаконное пересечение государственной границы.
Ночью 26 ноября президент Украины Петр Порошенко на экстренном заседании Совета национальной безопасности и обороны поддержал идею введения военного положения в стране на 60 дней.
«Мы не исключаем и других операций, в том числе наземных, против суверенитета, территориальной целостности и независимости Украины. Поэтому я, как президент, верховный главнокомандующий Вооруженных сил Украины поддерживаю позицию военного комитета вынести на заседание СНБО соответственное решение и обратиться к Верховной Раде. Внедрение военного положения никак не означает, что Украина будет проводить наступательные действия. Украина прибегнет к мерам по защите своей территории и своих граждан. Это не означает изменение положения на линии соприкосновения».
Постоянный представитель президента Украины в Автономной Республике Крым Борис Бабин отметил, что украинские корабли имели право проходить через Керченский пролив, а подобные действия России приведут к новым санкциям со стороны стран Запада.
Украинские корабли имели право пересекать пролив, они имели право совершать то, что они совершалиБорис Бабин
– Украинские корабли имели право пересекать пролив, они имели право совершать то, что они совершали. Российские действия оцениваются как агрессия. То, что они вчера сделали, – это дополнительная причина для введения новых санкций, и, к сожалению, введение, скорее всего, военного положения. Теперь ждем решение парламента, которое должно быть сегодня. Захваченные суда находятся в Керчи, где сейчас находятся пленные, неизвестно. Никакой информации у нас нет. Сейчас устанавливается, где они находятся и чем мы можем им помочь.
Бабин добавил, что на административной границе материковой Украины с аннексированным Крымом, вероятно, введут дополнительные меры безопасности, но процесс перехода админграницы не должен измениться.
Руководитель украинского центра военно-правовых исследований Александр Мусиенко считает, что Россия пошла на «брутальный шаг», чтобы проверить, какой будет реакция Украины.
– Россия ведет разведку боем и смотрит на то, на что может пойти Украина дальше. Сначала они построили мост, увидели, что им это сошло с рук, дальше они начали постепенно блокировать Азовское море, останавливая торговые суда. Потом эти проверки стали чаще, а задержания стали дальше. Россия также увеличивала военное присутствие в Азовском море. Украина также предпринимала определенные действия, мы проводили несколько военных учений по защите азовского побережья. А сейчас Россия пошла на брутальный, жесткий шаг, они решили проверить, будут ли украинские корабли открывать огонь, если их будут брать на абордаж или обстреливать.
Экс-командующий Военно-морскими силами Украины (7 марта 2014 – 15 апреля 2016) Сергей Гайдук поясняет, что переход судов в порт Мариуполя связан с реализацией решения СНБО, а именно с созданием украинской военной группировки в Азовском море.
– Эти действия, которые связаны с переходом катеров и буксира, идут как реализация решения СНБО для создания группировки в Азовском море. Был вариант перебросить на автомобильном транспорте катера, не совершая переход морем, – так мы имели бы беспроблемное нарастание тактической группы. Но выбрали вариант прохождения под Керченским мостом. На выходе мы получили, что имеем. Это очень сложный переход, ни для кого не тайна, что была поднята российская авиация. А это говорит о том, что они ждали тактическую группу, они планировали эти действия.
Российский военный аналитик Виктор Литовкин называет действия украинских моряков «авантюрными».
– Действия украинских моряков были авантюрными и провокационными. Если ты заходишь в территориальные воды другого государства, ты должен выполнять нормы другого государства: предупредить, получить разрешение. Но украинские военные моряки этого не делали, они демонстративно шли в территориальных водах, не выполняли указания российских пограничников.
Пресс-секретарь Министерства иностранных дел Екатерина Зеленко сообщила, что украинское внешнеполитическое ведомство делает все возможное, чтобы проинформировать международное сообщество об «акте агрессии» со стороны России.
– Мы имеем дело с очередным актом агрессии России против Украины. идет речь про вооруженное нападение на украинские корабли, ранение и захват в плен нашего экипажа. Мы имеем дело с доказанным, четко зафиксированным в договорах актом агрессии и в соответствии будем действовать. Уже сегодня пройдет брифинг при участии представителей ВМС для иностранных послов и военных атташе, где четко представят позицию и расскажут о происходящей ситуации. Украина созывает Совет безопасности ООН, мы созываем заседание партийного Совета ОБСЕ. Мы пытаемся применить все инструменты, чтобы Россия понесла ответственность.
Александр Голубов, "Крым.Реалии"
(Текст подготовила Анна Данилова)