Европейский суд по правам человека коммуницировал 13 жалоб жителей СКФО на пытки в правоохранительных органах.
Жалобы касаются случаев, произошедших в разных регионах Северного Кавказа в 2009-2018 гг. Заявители были осуждены за участие в незаконных вооруженных формированиях, подготовку покушений на сотрудников правоохранительных органов, незаконное хранение и изготовление огнестрельного оружия и взрывчатых веществ, а также подстрекательство к терактам. При этом все они утверждают, что с самого начала силовики подвергали их бесчеловечному и унижающему достоинство обращению и пыткам, выбивая явку с повинной.
Как минимум три жалобы из 13 касаются жителей Чечни, представителями заявителей выступают юристы "Комитета против пыток". Это дела Зубайра Идрисова, Махмуда Мадаева и двоюродных братьев Хаважа и Бислана Магомадовых.
В частности, Зубайр Идрисов был задержан в сентябре 2009 года по подозрению в покушении на жизнь Магомеда Даудова, который сейчас является спикером чеченского парламента, а тогда возглавлял ОМВД по Шалинскому району.
По словам Идрисова, в этом ОМВД его жестоко избивали, применяли к нему электрический ток и подвешивание, чтобы заставить признаться в совершении ряда преступлений. Это подтверждается медицинскими документами: при помещении Идрисова в ИВС 5 сентября 2009 года у него были зафиксированы черепно-мозговая травма, гематомы на лице и конечностях.
Впоследствии Идрисов был осужден на 9 лет за бандитизм, незаконное приобретение, хранение и ношение огнестрельного оружия и посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов.
При этом следственные органы пять раз отказали в возбуждении уголовного дела по заявлению Идрисова о пытках.
Хаваж и Бислан Магомадовы были задержаны сотрудниками милиции в сентябре 2010 года в Грозном. По словам братьев, их доставили в заброшенный дом и в течение нескольких дней допрашивали в связи с серией нападений на сотрудников правоохранительных органов в Старопромысловском районе в 2009 и 2010 гг., при этом подвергая избиениям и пыткам с применением электротока, кипятка и проч.
Данные судебно-медицинских экспертиз это подтверждают – так, у обоих братьев были зафиксированы ожоговые раны. Следственный комитет вынес 14 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела по заявлению Магомадовых о пытках, а сами братья были приговорены к 25 годам каждый по обвинению в участии в серии нападений на правоохранителей.
Махмуд Мадаев был задержан после того, как 17 апреля 2012 года в станице Ассиновская Сунженского района ЧР произошел самопроизвольный взрыв закопанного в землю взрывного устройства.
По словам Мадаева, его вынуждали признаться в причастности к взрыву, для чего сотрудники полиции били его руками, ногами и различными предметами, душили, угрожали расправиться с его семьей и проч. Мадаев согласился написать явку с повинной и был признан виновным в участии в незаконном вооруженном формировании, приготовлении к посягательству на жизнь сотрудника правоохранительного органа и незаконном ношении и хранении взрывных устройств. Он получил 8,5 лет колонии строгого режима.
Травмы, нанесенные Мадаеву на первоначальном этапе расследования, также были зафиксированы медиками, но суд в приговоре юридически закрепил факт отсутствия какого-либо насилия в отношении Махмуда.
Жалоба по Идрисову была направлена в ЕСПЧ в 2011 году, по Магомадовым – в 2012-м, по Мадаеву – в 2014-м.
"То, что ЕСПЧ объединил такое большое количество дел из разных регионов означает, что в Страсбурге серьезно относятся к этой проблеме, и то, что сейчас жалобы из Чечни будут рассматриваться в связке с жалобами из Дагестана, Кабардино-Балкарии и Ставропольского края. Это признак формирования у Европейского суда более четкой и правильной картины – что не только в 'особом регионе' Чечне практикуются пытки, но и в других регионах Северного Кавказа, да и в целом России", – сказал "Кавказ.Реалии" руководитель северокавказского отделения "Комитета против пыток" Дмитрий Пискунов.