На сайте прокуратуры Ставропольского края размещена информация о возбуждении уголовного дела против должностных лиц публичных акционерных обществ "МРСК Северного Кавказа" и "Дагестанская энергосбытовая компания". Их имена не указывают. "Из-за непринятия своевременных и эффективных управленческих решений акционерным обществам причинен материальный ущерб на сумму свыше 150 млн рублей", - сообщает прокуратура.
Подробности дела и информацию о его фигурантах корреспонденту "Кавказ.Реалии" в прокуратуре сообщить отказались.
"Дагестанскую энергосбытовую компанию" не первый раз пытаются привлечь к ответственности за финансовые нарушения. В январе 2018 года Управлению федеральной антимонопольной службы удалось взыскать с энергетической компании более 200 млн рублей, которые, по их информации, были получены с нарушением антимонопольного законодательства.
Тяжба тянулась долго – первые претензии УФАС выдвинула в 2014 году. ДЭСК неоднократно пыталась их обжаловать, но иски компании отклонялись. УФАС обнаружила в действиях ДЭСК нарушения "закона о конкуренции" - компанию обвинили в завышении плановых показателей потребляемого электричества.
Семейный бизнес
В период, когда фиксировались нарушения, руководил ДЭСК Магди Гитинов – муж племянницы бывшего главы Дагестана Рамазана Абдулатипова. В августе 2018 года он уволился по собственному желанию, а в начале марта 2019 года Гитинов возглавил свежесозданную региональную федерацию айкидо.
О том, что в энергетическом секторе Дагестана пройдут серьезные проверки, которые затронут деятельность ДЭСК, источники "Кавказ.Реалии" сообщали еще в феврале 2018 года. Нынешние подвижки, в частности, возбуждение уголовного дела против Гитинова, могут быть связаны с назначением Виталия Иванова новым гендиректором МРСК Северного Кавказа. Иванов был переведен с аналогичной должности в конце марта. Ранее он возглавлял МРСК Сибири.
Долги республики за энергоносители крайне волнуют федеральный центр. В ноябре глава Дагестана Владимир Васильев заявлял, что сумма долга по газу и свету достигла 70 млрд рублей (в тени этой цифры претензия к экс-руководству ДЭСК – сущие пустяки). Васильев отмечал, что "поставлена задача за год в трех пробных районах сократить ту самую систему, которая сегодня довела до 70 млрд рублей задолженность за газ и электроэнергию потребителей в нашей республике", и эту задачу "поддержали на высоком уровне".
Вопрос с регуляцией сектора перешел на максимальный контроль: ответственным за инвентаризацию дагестанских энергосетей был назначен Дмитрий Медведев.
Астрономические хищения
Экономист Сергей Дохолян сомневается в том, что уголовное дело против бывшего руководства ДЭСК может пресечь хищения средств в будущем. "В психологии человека заложено – предыдущие воровали глупо, а я буду воровать умно. Но если это все будет доказано, дойдет до суда и будет вынесено обвинительное заключение, по итогам которого будут наказаны те, кто расхищал средства, то это хороший знак", - считает Дохолян.
Остановить хищения можно, но это не защитит от воровства в дальнейшем. "Это изменение системы контроля, кадровой политики. Хищение энергоносителей на Северном Кавказе достигло астрономических цифр, и это удивляло, ведь правительству России нужно было раньше принять меры по предотвращению таких потерь", - подчеркивает экономист.
Одних карательных мер для решения проблемы недостаточно, уверен он.
"Дмитрий Медведев не раз обращал внимание на проблемы энергетического сектора. Говорили об этом и полпреды по СКФО, и министры по делам Северного Кавказа. Сложилась ситуация, когда 7-8 лет подряд все обращали внимание, но никто не принимал мер по наведению порядка. Реакция замедленная, непонятно, почему так долго принимались решения по предотвращению хищений", - отметил Дохолян.