Ссылки для упрощенного доступа

Терроризм и сотрудничество с СБУ: в чем обвиняют арестованных школьников на Северном Кавказе


Иллюстративное фото
Иллюстративное фото

С начала войны против Украины в России обвиняемыми в преступлениях против общественной безопасности все чаще становятся дети – их судят по статьям о терроризме, участии в вооруженных формированиях и незаконном обороте оружия. Обычно силовики связывают обвинения с работой на украинские спецслужбы. Никаких доказательств возможной вины задержанных и арестованных детей в скупых на детали пресс-релизах правоохранители обычно не приводят. По ряду причин такие дела проще вести силовикам, объясняют сайту Кавказ.Реалии адвокаты.

Число осужденных подростков за преступления против общественной безопасности (ст.205-227 УК РФ) в прошлом году выросло на треть, следует из статистики судебного департамента при Верховном суде РФ. Если за первое полугодие 2023 года осуждены были 94 человека, то за первые шесть месяцев 2024-го – уже 133. Более свежей статистики на момент выхода этого текста нет.

Самыми "популярными" статьями среди несовершеннолетних из этой главы Уголовного кодекса являются хулиганство при отягчающих обстоятельствах (27 человек осуждены в 2023 году и 49 – в 2024-м) и ложное сообщение о теракте (14 в 2023 году и 18 в 2024 году )

С 15 до 21 выросло число детей, осужденных за незаконное оружие и боеприпасы. При этом если в 2023-м подростков вовсе не судили за террористические акты, то за шесть месяцев прошлого года на скамью подсудимых попали сразу пятеро. В статистике отражен и резкий скачок дел по статье о хищении либо вымогательстве оружия – за год число осужденных за это детей выросло с двух до девяти человек.

Один из последних примеров – задержание двух подростков в дагестанском Избербаше, о котором стало известно 20 марта. По версии следствия, в январе этого года они через интернет пытались продать пистолет, переделанный под боевой – в итоге их задержали сотрудники ФСБ. Имена и точный возраст задержанных неизвестны, как и доводы в пользу их возможной причастности. Школьникам грозит от восьми до 12 лет лишения свободы.

СИЗО вместо школы

За последние семь месяцев, с сентября прошлого года по март 2025-го, по делам о терроризме в России задержали как минимум 48 подростков. Это следует только из открытых данных – официальные документы по таким делам получить практически невозможно, говорит российский правозащитник, защищающий граждан от незаконных действий силовиков. Его имя мы не можем назвать из-за репрессивного законодательства РФ.

"ФСБ супер-технично блокирует такие дела: ни родственники, ни адвокаты, ни сами задержанные никуда не жалуются. Они считают, что задержанным помогает тотальная тишина в паблике. Каким образом на самом деле обстоит практика работы правоохранительных органов по [таким] делам, сказать довольно сложно, так как они рассматриваются чаще всего в закрытом режиме: участвующие в деле адвокаты находятся под подпиской о неразглашении, а журналистов к ним не подпускают", – отмечает собеседник.

В большинстве случаев (44 дела) обвинение связано с поджогами. В основном, речь идет о релейных шкафах на железных дорогах.

У силовиков есть ограничения: необходимость участия психолога, педагога или законного представителя, но это не проблема

14 марта стало известно об аресте трех подростков в Краснодарском крае – их считают причастными к уничтожению релейного и батарейного шкафов на перегоне между станциями Краснодар – Сортировочный – Лорис. Как утверждают в ФСБ, дети, чьи имена неизвестны, якобы согласились на предложение незнакомого человека и рассчитывали получить за поджог деньги. Однако, когда это произошло, с кем конкретно переписывались несовершеннолетние и о каком вознаграждении шла речь, в ведомстве не уточняют. Подозреваемых отправили в СИЗО, им грозит от 12-ти до 20 лет лишения свободы.

В декабре прошлого года в Ростове-на-Дону задержали трех подростков 15-ти, 16-ти и 18-ти лет, которых заподозрили в поджоге кабины электровоза, перевозившего вагоны с зерном. Силовики заявили, что за это неназванный куратор якобы обещал им 150 тысяч рублей – телеграм-канал Shot утверждал, что деньги пришли из Украины на кошелек молодого человека, а его знакомые – 15-летний студент колледжа и школьница – совершили поджог при помощи двух бутылок с "коктейлем Молотова". Доказательств существования "кураторов" нет. На время расследования школьницу отправили под домашний арест, молодых людей заключили в СИЗО. Подросткам грозит до 20-ти лет лишения свободы.

Помимо происшествий на железной дороге с конца прошлого года нескольких подростков обвинили, например, в поджоге административного здания, почты, центра патриотического воспитания. На 16-летнего жителя ставропольского поселка Лермонтов, например, завели дело из-за поджога двух станций сотовой связи. За это ему якобы обещали заплатить 50 тысяч рублей. Кто именно – силовики не уточняют.

О том, что уголовные дела по "террористическим" статьям в России все чаще заводят на подростков в том числе в связи с войной против Украины, ранее сайту Кавказ.Реалии подтвердила юристка Центра защиты прав человека "Мемориал" Анастасия Захарова.

По словам упомянутого выше российского правозащитника, подросткам, осужденным за поджоги техники или релейных шкафов, назначают в среднем от четырех до восьми лет лишения свободы, тогда как срок для взрослых обычно начинается от десяти лет.

"Процессуально есть небольшие ограничения – по времени проведения следственных действий, необходимости участия психолога, педагога или законного представителя, но это не проблема для тех, кто с этим ранее уже сталкивался и работал. У силовиков есть на связи психологи, педагоги, которые могут быстро приехать и поучаствовать в допросе и прочих мероприятиях", – убежден юрист.

"Наивная доверчивость" родителей

Еще несколько дел против школьников связаны с подготовкой теракта – за последние семь месяцев, только по данным из открытых источников, в России задержали девять человек.

Трое из них – жители Ингушетии, правоохранители отчитались об их аресте 14 марта. Подростки, чьи имена и точный возраст не раскрываются, стали новыми фигурантами в деле о подготовке нападения на на церковь Покрова Святой Богородицы в Сунже. Его завели еще летом прошлого года, после столкновения в Дагестане, когда в результате стрельбы в церкви и синагоге погибли более 20-ти человек.

Зачастую родители выбирают путь сотрудничества со следствием – самый плохой из всех возможных вариантов

Задержания из-за несостоявшегося теракта в Ингушетии прошли сначала в Назрани и селе Кантышево. Глава республики Махмуд-Али Калиматов заявил тогда, что шестеро подозреваемых якобы планировали нападения "по тому же лекалу", что и в Дагестане. Где этой весной задержали подростков, неизвестно. По официальной версии, в августе прошлого года подростки вступили в некую террористическую организацию и купили оружие и боеприпасы, которые якобы хотели использовать для нападения. Других данных, подтверждающих слова силовиков, нет.

В ноябре под подозрение попали двое юношей 16-ти и 18-ти лет из Дагестана – по версии следствия, они якобы вступили в террористическое "Исламское государство", прошли обучение и собрали самодельную взрывчатку, чтобы взорвать отдел полиции. Позже глава Дагестана Сергей Меликов заявил, что один из задержанных якобы получил оружие как подарок от деда, пишет госагентство ТАСС.

Имена подозреваемых не опубликованы, никаких подтверждений предъявленных обвинений не приведено, где и каким образом они якобы проходили обучение, не уточняется, а мотивом названа "дестабилизация деятельности органов власти".

Еще четверо подростков 16-ти и 17-ти лет попали в СИЗО в Москве – их обвиняют в подготовке взрыва в Екатеринбурге, а двух из них – еще и в поджоге автомобиля полиции. Силовики об их мотиве ничего не сообщали. Провластный телеграм-канал Mash писал, что один их детей рассказал на допросе о "неонацистском канале", на который он якобы подписался, "впечатлился", поджег машину и сделал самодельную взрывчатку.

Проверить достоверность подобных пресс-релизов от спецслужб невозможно, что вызывает вопросы к обоснованности преследования. Такие "нападки" на детей со стороны силовиков связаны с тем, что против подростков "проще всего фабриковать дела", заявил в разговоре с редакцией адвокат Дмитрий Захватов.

"С точки зрения оперативно-следственной статистики, то есть попросту "палок", нет никакой разницы кто привлекается к ответственности – взрослый или ребенок. "Палка" будет засчитана и так, и так. В отношении детей гораздо проще вести оперативную разработку, поскольку они, как правило, не владеют навыками цифровой безопасности", – считает Захватов.

Кроме того, он подчеркивает важную роль, которую в подобных делах играет поведение родителей задержанных подростков.

"На моей памяти в абсолютном большинстве дел против детей родители играли активнейшую роль в том, чтобы следствию было удобней фабриковать эти дела. Зачастую родители выбирают путь конформизма и сотрудничества со следствием – самый плохой из всех возможных вариантов. Разумеется, они это делают не из злого умысла, а по наивной доверчивости. Но в итоге страдают их дети", – резюмирует адвокат.

  • В Ставрополе школьницу подозревают в вандализме из-за надписи "Навальный" на автобусной остановке. Полицейские задержали девочку 16 февраля, в годовщину гибели оппозиционного политика.
  • В Краснодаре силовики провели рейд в академии единоборств "Молодые орлы", где в это время занимались несовершеннолетние. Подростков уложили лицом в пол, одного из них, по словам матери, избили. По не подтвержденным официально данным, целью рейда была проверка мигрантов – их в спортшколе не обнаружили.


Форум

Рекомендуем участникам форума ознакомиться с разъяснением законодательства РФ о "нежелательных организациях". Подробнее: https://www.kavkazr.com/p/9983.html
XS
SM
MD
LG