Споры в Дербенте по поводу навруза

Дербент отмечает популярный доисламский праздник, но некоторые недовольны

В России, когда говорят о восточном новом годе, часто подразумевают наступление начала года по китайскому или какому-то другому календарю в культурах восточной азии. Между тем, в стране отмечают не только сравнительно экзотические праздники, но и вполне отечественный праздник навруз, который ознаменовывает наступление нового года у тюркских, иранских и некоторых кавказских народов. Наиболее ярко его отмечают на юге Дагестана, при этом лезгины называют его не как азербайджанцы, а своим словосочетанием – Яран сувар. Праздник одинаково актуален и для табасаран, у них он называется Эбелцан, агулов (Хьидин Iуьш), рутульцев (Эр), цахуров (Юхьванин югъ) и татов (навруз).

Кроме того есть народы, у которых навруз как день первой весенней борозды отмечается не массово. К таковым относятся лакцы, ногайцы и кумыки.

Мы в моей семье в ночь с 21 на 22 марта даже в квартире умудрялись разжечь костер в тазу.

Главный редактор лакской газеты "Илчи" Качар Гусейнаева рассказывает, что этот праздник у лакцев отмечался с большим размахом в прошлом. "Мы в моей семье в ночь с 21 на 22 марта даже в квартире умудрялись разжечь костер в тазу. И дети прыгали через огонь, проговаривая традиционные благопожелания себе, родным, близким", - отмечает журналист.

Лезгины не у дел?

В администрации Дербента сообщили "Кавказ.Реалии", что в городе официальные мероприятия пройдут как раз сегодня. "Будет грандиозный концерт, много национальных блюд, различные представления", - рассказали в пресс-службе. Собеседник отметил, что не располагает информацией о том, будут ли на праздновании делегаты из Азербайджана и Ирана, дополнив, что в предыдущие годы в Дербент приезжали гости и из этих стран.

В свою очередь лезгинские общественники удивляются новшествам нынешнего года, которые введены властями Дагестана. Так, председатель исполкома Федеральной лезгинской национально-культурной автономии Гусен Шахпазов заявил "Кавказ.Реалии", что власти республики не учли стремление лезгинских народов провести общерегиональный праздник с учетом особенностей празднования у всех народов. "С 2014 года мы заложили традицию отмечать вместе, перечисляя через запятую различные названия этого праздника. Но в этом году Минтуризм Дагестана принял решение отмечать Международный навруз в Дербенте. Именно под названием навруз. Такой перекос будет и в содержании. Навруз ассоциируется только с азербайджанцами и татами. Это означает, что и в программе мероприятия будут перекосы в сторону азербайджанской культуры", - заявил общественник.

Вместе с тем многочисленная азербайджанская община южного Дагестана уже отметила навруз. Руководитель местной азербайджанской национально-культурной автономии Дербента Тельман Гаджалиев рассказал "Кавказ.Реалии" о том, что уже на протяжении недели в городе и Дербентском районе идут гуляния, в школах проводятся мероприятия. Отделы культуры также подключены к процессу организации празднования. "Вчера в Дербенте в ресторане 'Элит' состоялся большой концерт по случаю праздника. На мероприятии присутствовали звезды эстрады со всего Дагестана, а также были представлены гости из Азербайджана. В мероприятии принял участие и Азербайджанский государственный драматический театр", - сказал Гаджалиев.

Религиозные азербайджанцы за навруз

В стране гор раньше праздник массово отмечали не только на юге, но и в других частях. Например, с наступлением этого дня у кумыкского сообщества традиционно актуализируется спор о том, должны ли они отмечать праздник, уходящий корнями в доисламский период.

Азербайджанский общественник заверяет, что такой проблемы у его общины нет. "Независимо от степени религиозности в нашем городе все отмечают этот праздник, все накрывают столы, даже те, кто исповедует другую религию. Это праздник весны. Этот праздник существует с древних времен. Еще ислама не было, когда у нас этот праздник отмечался. Да и так у нас не ставится вопрос. Вчера, когда мы отмечали навруз, имам джума-мечети Дербента праздновал с нами", - признается Гаджалиев.

Независимо от степени религиозности в нашем городе все отмечают этот праздник, все накрывают столы, даже те, кто исповедует другую религию.

Как сообщил общественник, большая часть азербайджанцев города являются шиитами. "Но шииты не мыслят категориями "это можно, то нельзя". Они все праздники отмечают. Религия религией, праздники праздниками. В шиизме нет жестокости. Как раз наоборот, он культивирует мир, дружбу, согласие", - констатирует дагестанский азербайджанец.

Говоря об особенностях празднования собеседник "Кавказ.Реалии" подчеркивает участие детей в гуляниях. "На этот праздник азербайджанские дети зажигают большой костер, который символизирует солнце, пробуждение всего живого. У костра дети поют песни и играют в игры", - резюмирует Гаджалиев.

А вот у соседей азербайджанцев нет такого единства в этом вопросе. Председатель исполкома Федеральной лезгинской национально-культурной автономии Гусен Шахпазов рассказал нам, что в лезгинском обществе наблюдается значительная поляризация позиций. "Людей полностью адекватно понимающих ситуацию среди соблюдающих мусульман мало. С первой недели марта публичное пространство активизируется, начинаются дискуссии о том, стоит ли соблюдать праздник, который некоторые именуют кафирским", - объясняет Шахпазов.

Вместе с тем руководитель исполкома Федеральной лезгинской национально-культурной автономии указывает на то, что есть и другой фланг, который выступает против всего мусульманского, так как, по их мнению, ислам уничтожает их национальную культуру.