"Смерти не отрезвляют обычных жителей". Активист из Минвод – об уголовном деле и борьбе с пропагандой

Данила Харченко на акции "Полдень против Путина" в Гааге. Март 2024 года

Активиста из Ставропольского края Данила Харченко обвинили в распространении военных "фейков" по мотиву политической вражды и объявили в розыск. Он создал телеграм-канал "Откровения Минеральных Вод", где велся подсчет убитых на войне в Украине уроженцев региона. В интервью сайту Кавказ.Реалии покинувший Россию еще в 2022 году Харченко рассказал о построении независимого регионального сообщества, эмиграции, преследовании и восприятии войны простыми ставропольчанами.

– Чем вы занимались до начала вторжения в Украину?

– Родился и вырос в Ставропольском крае, оттуда в 2014 году уехал поступать в Саратовскую государственную юридическую академию. Тогда еще верил в силу закона и в возможность его защищать. Планировал честно работать в прокуратуре или МВД, но мечты разбились о суровую жизненную реальность. На втором курсе бросил учебу.

– Вас к этому побудило что-то конкретное?

– Тогда заработала "дадинская" статья 212.1 УК РФ – "Неоднократное нарушение установленного порядка правил публичных мероприятий". Если человека в течение года дважды привлекали к ответственности по административной "митинговой" статье, следом шло уголовное дело. А это до пяти лет лишения свободы.

В ГИБДД очень просили не выкладывать фото неправильно припаркованных служебных машин

Система права выстроена на том, что за одно и то же деяние нельзя наказывать дважды. В современной России подобное оказалось возможным. Плюс впечатлила история преподавателя, попавшего в ДТП напротив нашей академии. Виновной оказалась женщина со связями в правоохранительных структурах, в итоге наказание понес сам преподаватель.

После Саратова переехал в Санкт-Петербург, где поступил на истфак Российского государственного педагогического университета имени Герцена, но и там не задалось. Параллельно работал и начал заниматься новостным пабликом о Минводах – сперва во "ВКонтакте", затем инстаграме.

– Где вы работали в это время?

– В СММ-отделе канала "Mash на Мойке". Потом перевели в Москву, уже в команду всей региональной сети Mash. Да, сейчас это крупный кремлевский паблик, но мне не стыдно за работу там. Потому что удавалось честно писать о коррупционерах в регионах, грубо говоря, называть мудаков мудаками. Отдельная гордость – Mash в то время одним из первых стал использовать феминитивы, за что нас часто хейтили.

– Как вы развивали портал "Откровения Минеральных Вод"?

– Сперва я стал администратором группы во "ВКонтакте", в 2015 году завел страницу в инстаграме – тогда это была самая популярная соцсеть на Северном Кавказе и по охвату аудитории, и по рекламе. В публикациях регулярно "покусывал" местных чиновников. Иногда результативно.

Например, администрация провела тендер на ремонт моста через железнодорожные пути, стоимость работ составляла сотни миллионов рублей. Изучив проектную документацию, обнаружил, что к сроку отремонтировали только одну часть путепровода. Новость разошлась по другим группам, чтобы оправдаться власти, прислали местное телевидение "Свое ТВ". Канал фактически состряпал фейк, выдав за отремонтированный мост кадры с другого места.

Следующая резонансная история – с аварийной гимназией №2, которая с 2019 года стоит закрытой на реконструкцию, а власти не спешат разработать проектно-сметную документацию. Собрал все их обещания и поймал на лжи. История заинтересовала журналистов, в итоге краевая прокуратура внесла главе Минераловодского округа представление.

Данила Харченко с переписанными сообщениями подписчиков паблика, знакомых и друзей из России на антивоенной акции в феврале 2024 года. Нидерланды

– Чиновники или силовики пытались надавить на вас, требовали цензурировать публикации?

– Из администрации никто связаться не пытался. Полиция регулярно присылала сообщения о находящихся в розыске пропавших, я их публиковал, за это даже пригласили для вручения грамоты. Единственное, из ГИБДД очень просили не выкладывать фото неправильно припаркованных их служебных машин.

Думаю, серьезного давления не было банально потому, что я жил не в Минводах, а в Питере и Москве. Местным чиновникам и силовикам физически было сложнее достать меня там. Знаю, что живущие в городе администраторы пабликов такого общения не избежали.

– Затем вы и вовсе уехали из страны.

– Сразу после начала "могилизации" (речь идет о мобилизации на войну против Украины, которую объявили в России в сентябре 2022 года. – Прим.). Сперва в Грузию, когда поняли с женой, что ситуация вряд ли улучшится в ближайшее время, переехали в Нидерланды. Мы легкие на подъем и достаточно быстро решились на отъезд.

Самым неожиданным в эмиграции стали сроки рассмотрения вопроса о политическом убежище. Мы ждем ответа 15 месяцев, есть ребята, которые находятся в таком подвешенном состоянии больше двух лет. При этом, например, сирийцам документы выдают за несколько месяцев.

– Почему, даже покинув страну, продолжаете вести паблик о жизни Минвод?

– Потому что нахожусь в безопасности и могу писать правду, не опасаясь, что в шесть утра омоновцы выбьют дверь в квартиру. Каждый, кто находится в безопасности и может это делать, должен бороться с ложью кремлевской пропаганды.

Негативные комментарии под антивоенными постами оставляют в основном Z-хейтеры. Потому что подобное поведение одобряется и поддерживается властью. Зато в личку приходят сообщения от обычных людей, благодарящих за возможность прочитать правду. Именно для них я и продолжаю работать.

– Вы ведете подсчет погибших жителей Ставрополья. Как собираете информацию и сколько ставропольчан, по этим данным, погибло за два с половиной года?

– Сейчас в списке 1258 человек из региона. Данные собираю из открытых источников – и российских, и украинских. Это некрологи в официальных каналах администрации, паблики типа "Не жди меня из Украины", что-то присылают сами жители, у которых похоронили погибшего соседа или знакомого.

В последние месяцы информации поступает не так много, поэтому думаю, что реальное число убитых военнослужащих может быть значительно больше. Сами люди прекрасно знают, что потерь очень много.

Данила Харченко

– Как среднестатистический житель Минвод, "глубинный народ", отнесся к самой войне? Менялось ли это отношение за прошедшие годы?

– Думаю, большинство восприняли ее как стихийное бедствие. То, на что никак не можешь повлиять.

К сожалению, у некоторых людей помимо усталости наблюдается повышение градуса ненависти. Они рассуждают примерно так: одноклассник или друг погиб, в этом виноваты украинцы, поэтому их нужно "мочить". Такие смерти не отрезвляют обычных жителей, они не задумываются о том, кто развязал полномасштабную войну. При этом подавляющему большинству жителей, наверное, просто все равно.

Чтобы изменить такое отношение, нужно свернуть пропаганду. Ресурсы всего гражданского общества, независимой журналистики несопоставимы с неограниченными возможностями Кремля. Государство воздействует не только через телевизор и интернет, оно присутствует во всем окружающем россиянина пространстве – школе, общественном транспорте, на работе, в баннерах на улицах и рекламе службы по контракту в магазинах.

– Что сейчас известно о вашем уголовное деле?

– Недавно я заказал онлайн стандартную справку об отсутствии судимости. Раньше она приходила за два-три дня, сейчас жду ее около месяца. Это косвенное подтверждение, что уголовное дело вообще есть.

Моих родителей ранее допросили в качестве свидетелей, в мае у них прошел обыск. Расследованием занимается Следственный комитет, вменяют распространение "фейков" про войну в Украине по мотивам политической вражды. Вот практически все, что я знаю.

– Вы не в России. Зачем силовикам уголовное дело без перспективы реального наказания?

– Наверное, если бы хотели просто запугать, действовали бы активнее. Мне кажется, им приходят доносы после каждой публикации – посты о погибших я сопровождаю подписью "Нет войне!", а это в сегодняшней России вне закона.

Простой пример: если в паблике выкладывают запись грубого нарушения водителем правил дорожного движения, самый популярный и залайканный комментарий обычно "Стукачи развелись!". При этом думающие так люди с легкостью сами "стучат" на других пользователей за антивоенную позицию, потому что это поощряет государство. Когда оно перестанет одобрять подобную практику, массовые доносы прекратятся сами собой.

Еще одна причина: доносчик – это же совершенно обычный "маленький" человек. Он не может ни на что повлиять, кругом чванство и неуважение со стороны чиновников. Если напишет жалобу на разбитую дорогу или отсутствие детсада, ее просто не заметят. А тут он чувствует себя в мейнстриме, ощущает собственную значимость, потому что силовики обязаны отреагировать.

Читайте также Чтобы другим неповадно было? Политзаключенные на юге и Северном Кавказе

– Рассматриваете возвращение в Россию? Что для этого должно произойти?

– Конечно, обсуждаем это с супругой. Пожив в Европе, хотелось бы вернуться домой с новыми идеями по созданию общественных пространств, развитию транспорта. Сделать Минводы комфортными и классными. Например, развивать там велодорожки с сопутствующей инфраструктурой – в южном городе это прекрасная альтернатива машинам. Пока же не только в Минводах, в России в целом вся дорожная сеть заточена под автомобили, а не человека.

Но у нас уже здесь родилась дочка, и если происходящее затянется на годы – думаю, будет именно так, – она вырастет в Нидерландах и будет крайне сложно перестраиваться под жизнь в России.

***

С начала вторжения в Украину в феврале 2022 года сайт Кавказ.Реалии по открытым и собственным источникам ведет собственный список убитых на войне уроженцев юга и Северного Кавказа. По данным на 27 августа, в нем числятся уже 9071 человек. Так как власти России скрывают потери, реальное число погибших может быть гораздо выше.

  • На юге России против ряда блогеров с относительно небольшой аудиторией возбудили дела по обвинению в "дискредитации" армии, "разжигании ненависти" и другим репрессивным статьям. Поводом для этого вовсе не обязательно становились антивоенные высказывания: главная причина преследования – полная зачистка информационного поля, отмечают опрошенные редакцией Кавказ.Реалии эксперты.
  • Главный редактор "Скат media" и бывший координатор штаба Навального в Краснодаре Лев Гяммер заочно арестован по делу "об организации деятельности экстремистского сообщества". Гяммер рассказал сайту Кавказ.Реалии, осложняют ли "заочные" репрессии жизнь релокантам, объяснил, как в 19 лет, не зная Кубани, оказался координатором местного штаба и как он относится к команде Навального после гибели оппозиционного политика.
  • Активист и член партии "Яблоко" Ярослав Ревенко из Таганрога Ростовской области покинул страну в связи с начавшимися репрессиями. Сейчас он находится в Грузии. Ранее он выходил в поддержку Заремы Мусаевой – супруги бывшего судьи Верховного суда Чечни Сайди Янгулбаева и матери правозащитников Абубакара и Ибрагима Янгулбаевых, а также против нападения России на Украину.
  • Военный пенсионер и автор телеграм-канала "Титушки в Краснодаре" Виталий Вотановский, который установил местонахождение 1400 могил убитых на войне против Украины российских контрактников и наемников, покинул страну. Поводом стали намеки силовиков на возбуждение уголовных дел.