Эту статью можно прочитать и на чеченском языке
В 2024 году в России наблюдается рекордный прирост в списке "террористов и экстремистов", который ведет Росфинмониторинг. Теперь в него чаще включают граждан Украины, а число выходцев с Северного Кавказа, напротив, снижается. О том, каким образом размывается понятие "террорист" и как это связано с политикой поиска "внешних врагов", редакции Кавказ.Реалии рассказали эксперты.
Список "террористов и экстремистов" ведется на сайте Росфинмониторинга, чтобы противодействовать "отмыванию полученных преступным путем доходов и финансированию терроризма". Попадание в перечень означает, что банковские счета человека блокируются: разрешается снимать не более 10 тысяч рублей в месяц на себя и на каждого члена семьи, не получающего доход.
Не будешь каждому объяснять, что это судимость за лайк комментария
Содержание этого списка становится все более абсурдным: в начале июля сайт "Холод" подсчитал, что в перечне числятся уже 79 несовершеннолетних, каждый седьмой из них – выходец из регионов юга и Северного Кавказа. В списке значатся 11 подростков, которым еще не исполнилось 18 лет. Самому младшему "террористу" из южных регионов 15 лет, он проживает в Краснодарском крае. Также в списке есть дети-"экстремисты" из Дагестана, Кабардино-Балкарии, Ставропольского края, Карачаево-Черкесии, Волгоградской области и Ростова-на-Дону.
Помимо подростков в списках "террористов" достаточно и пенсионеров: не меньше 70 человек старше 65 лет с Северного Кавказа и юга России, самому старшему из которых, уроженцу Дагестана, исполнилось 86 лет.
2024 год стал рекордным по количеству людей, включенных в этот перечень. Еще в апреле "Новая газета Европа" опубликовала исследование о резком приросте числа "террористов и экстремистов": 669 человек за первые четыре месяца года. Причем их "портрет" несколько изменился: число "экстремистов" из Украины растет, при этом снижается число людей из северокавказских республик.
"Если число уроженцев Дагестана – самой массовой группы в реестре – упало в 1,5 раза с 2021 года, то число уроженцев Украины выросло в 2,6 раз", – пишут исследователи "Новой".
Отметим также, что в 2024 году число внесенных в список Росфинмониторинга продолжает расти. Если верить публикациям на сайте "Российской газеты", с начала года в списках оказались более 1,5 тысяч человек.
Репрессии под видом закона
Нормы закона, которые предусматривают ответственность за терроризм или связь с ним (оправдание, финансирование. – Прим. ред.), используются государством очень широко и произвольно, комментирует юристка центра "Мемориал" Мария Немова.
Закон для преследования критикующих правительство или поддерживающих Украину в войне
По ее оценке, текст закона изначально написан так, что трактовать и применять его можно по-разному: "На данном этапе власти решили его использовать для преследования критикующих правительство или поддерживающих Украину в войне. Преследование по "террористическим" статьям влечет дополнительные последствия для осужденного. В частности, это нахождение в публичном перечне, блокировка счетов, более пристальное внимание со стороны правоохранительных органов. Кроме того, в обществе к террористам относятся крайне отрицательно".
Преследование за терроризм имеет большой маргинализирующий эффект, добавляет Немова: "Не будешь каждому объяснять, что это судимость, например, за лайк комментария про поджог двери ФСБ, а не за участие в террористической группировке "Исламское государство". Это влечет сложности в социализации, поиске работы, друзей".
Диктатура наращивает темпы признания людей "террористами", поскольку пытается своим гражданам продать идеологию "кольца врагов", говорит адвокат Дмитрий Захватов: "У нас кругом одни враги: внешние, внутренние. Власти выгодно наличие большого количества людей, которых можно назвать террористами. Можно гражданам объяснять, что у них все плохо не потому, что у нас отсутствуют свободные суды, что у нас фактически нет полиции нормальной. Просто кругом одни сплошные террористы. Именно поэтому в списки попадают и подростки, и домохозяйки, и пенсионеры".
По его мнению, власти ненамеренно размывают понятие "террорист", но диктатура устроена так, что она пытается продать своим гражданам "безопасность".
Силовой аппарат действует из своей логики, и этот "каток" тяжело остановить, полагает политолог Руслан Айсин.
"Так как силовой аппарат сейчас, по сути говоря, управляет Россией, то он пытается закрепить свои полномочия путем поиска новых и новых мер и механизмов закошмаривания людей", – говорит политолог. По его словам, власти создают "политически-кастовую" систему", в которой они пытаются сделать конкретных людей изгоями.
Исключенные из "террористов"
Впрочем, из списка также исключают десятки человек. Так, например, в июле из перечня удалили данные уроженца Чечни Адама Сулиманова: в 2008 году его осудили на восемь лет якобы за пособничество боевикам. Причина исключения неизвестна.
Зачастую удаленные из списка узнают об этом из новостей. Так, в конце 2023 года живущая во Франции правозащитница, политзаключенная из Чечни Зара Муртазалиева рассказала редакции Кавказ.Реалии, что узнала об исключении от подписчика в фейсбуке.
Обращение в госорганы – это одна из форм протеста
"Теперь я имею право переводить деньги. Самой интересно проверить, сработает ли это, но пока не было возможности. У меня нет никаких финансовых контактов с Россией, но теперь я смогу, например, сделать подарок маме", – рассказала Муртазалиева.
Основание для исключения из перечня террористов и экстремистов зависит от того, по какой причине человека или организацию изначально туда внесли, говорит юристка Центра "Мемориал" Мария Немова. Чаще всего удаление из списка происходит после снятия или погашения судимости по "террористическим" статьям.
"Имеет смысл бороться и высказывать свое несогласие с включением в список террористов и экстремистов. Обращение в госорганы – это одна из форм протеста, даже если указанная в обращении просьба осталась неудовлетворенной. Однако стоит трезво оценивать цели, перспективу и эффект таких обращений", – заключает собеседница.
- Нападение на синагоги и церкви в Махачкале и Дербенте, в котором погибли более 20 человек, вновь подняло вопросы эффективности методов борьбы с экстремистским подпольем. О том, как "борьба с терроризмом" в России стала средством удержания власти и почему методы силовиков порождают еще больше насилия, в интервью редакции Кавказ.Реалии рассказал председатель совета правозащитного общества "Мемориал" Александр Черкасов.
- В России запретили несуществующее "Международное движение ЛГБТ", его внесли в перечень экстремистов и террористов. Власти РФ считают, что "движение" продвигает социальную и религиозную рознь.