Переполох в Ингушетии

Имам Хамзат Чумаков (архивное фото)

Заявление популярного салафитского имама о своей отставке застало его сторонников врасплох

Известный ингушский богослов Хамзат Чумаков объявил о своем желании уйти с поста имама Насыр-Кортской мечети. Об этом он сообщил после пятничной молитвы в городе Назрань на прошлой неделе.

Неожиданное объявление об отставке привело к массовому протесту против его решения уйти на покой. Приверженцы популярного религиозного деятеля не желают ничего слышать о его уходе и настаивают, временами, отнюдь не дружелюбно, что он "обязан" продолжить свою деятельность в качестве имама мечети.

"Кавказ.Реалии" не удалось дозвониться до Чумакова, но нам удалось поговорить с юристом Багаудином Хаутиевым, который представляет интересы имама. По словам юриста, после того, как Чумаков озвучил свое решение уйти с поста имама мечети, к нему без остановки идут люди и обращаются с просьбой изменить свое решение.

Хаутиев рассказал "Кавказ.Реалии", что на Совете Насыр-Кортской мечети 28 марта обсуждалось заявление Хамзата об отставке. Совет мечети решил, что "Хамзат должен остаться на должности имама и продолжить свою важную миссию в это сложное для нашей республики время", - сообщил юрист.

Хаутиев полагает, что в ближайшее время Чумаков может предложить нескольких наибов (помощников), из которых прихожане мечети и должны будут выбрать нового имама.

53-летний Хамзат Чумаков является уроженцем Насыр-Корта (административный округ в черте города Назрань, Ингушетия). Чумаков служил в Афганистане в 1984-1986 гг. в составе ограниченного контингента советских войск. Религиозное образование он получил в исламских вузах Ближнего Востока, включая египетский Аль-Азхар. Последние два десятка лет Чумаков возглавляет мечеть в Насыр-Корте, где на его проповеди собираются молодые люди не только из Ингушетии, но и с прилегающих республик.

Имам является сторонником салафистского течения в исламе, что не всегда хорошо воспринимается в республике теми, кто придерживается суфизма. Представители двух исламских направлений в Ингушетии нередко открыто враждовали.

В ходе покушения 14 сентября 2010 года Чумаков был ранен. Власти тоже относились к нему с подозрением. В марте и ноябре 2017 года полиция проводила обыски в его доме.

Недавно глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров заявил о "недопущении политизации проповеднического служения в мечетях республики", но юрист имама Насыр-Кортской мечети уверен, что это не относилось к Чумакову. По мнению Хаутиева, заявление Евкурова было адресовано другому имаму, который попытался сместить главу населенного пункта. То есть Евкуров, главным образом, предупреждал имамов, которые подчиняются муфтияту республики. Муфтият Ингушетии контролируется суфиями и это означает, что у последнего натянутые отношения с салафитским имамом Насыр-Кортской мечети.

Многочисленные последователи Хамзата Чумакова из Ингушетии и сопредельных республик все еще рассчитывают на то, что он останется имамом мечети. Многое может прояснится во время пятничной молитвы на этой неделе.