В минувшие выходные в Дагестане расстреляли имама сельской мечети. "Кавказ.Реалии" вспоминает другие громкие убийства исламских деятелей на Северном Кавказе.
В ночь с 6-го на 7-е января в дагестанском селе Муцалаул Хасавюртовского района был убит имам Квартальной мечети Сайгидахмед Магомедов. По словам местных жителей, 33-летнего проповедника вызвали на улицу и расстреляли у ворот собственного дома. У погибшего осталось пятеро детей.
По данным "Кавказ.Реалии" мечеть, в которой работал убитый, была салафитской и ее закрыли за месяц до преступления. Ранее другой имам этой мечети Магомед Пайзуллаев вынужден был уехать в Египет из-за угроз со стороны сотрудников правоохранительных органов.
В двухтысячных годах на Северном Кавказе были убиты десятки религиозных деятелей – как салафитов, так и суфиев. Многие преступления так и остались нераскрытыми.
Предыдущее громкое убийство произошло осенью 2016 года, когда быд убит заместитель имама Нефтекумского района Ставрополья Равиль Кайбалиев. Мусульманская община связала убийство проповедника с его религиозной и правозащитной деятельностью.
За последние годы в Ставропольском крае погибли семь религиозных деятелей. В августе 2015 года неизвестные застрелили заместителя имама села Иргаклы Замирбека Махмудова. Резонансным убийством стал подрыв автомобиля заместителя муфтия Ставропольского края Курмана Исмаилова в Пятигорске в феврале 2012 года.
Убийствами религиозных деятелей отметилась и Ингушетия. Так, в 2009 году произошло сразу три громких преступления: в апреле неизвестные обстреляли из гранатомета дом имама Мусы Эсмурзиева, в мае был расстрелян у ворот своего дома Саид-Хасан Калиматов, а в июне убили 85-летнего проповедника Абдурахман Картоев. За неделю до убийства его похитили. В 2011 году в республике был убит имам Мовлади Бузуртанов.
Ко всему прочему, один из самых известных ингушских религиозных деятелей Ингушетии – Хамзат Чумаков – пережил уже три покушения.
В начале 2010-х в Северной Осетии были арестованы около двадцати представителей североосетинской мусульманской общины в рамках расследования убийства поэта Шамиля Джигкаева, а впоследствии в республике был убит заммуфтия Ибрагим Дударов, расстрелянный в декабре 2012 года в собственном автомобиле, затем, летом 2014-го, его преемник – имам Расул Гамзатов.
В Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии такие преступления относительно редки. В 2009 году в день празднования Ураза-Байрам в Черкесске был убит ректор исламского института Исмаил Бостанов. Впоследствии семеро обвиняемых по этому делу были приговорены к лишению свободы на срок от 5 до 19 лет. В КБР в 2010 году было совершено громкое убийство известного религиозного деятеля, председателя Духовного управления мусульман республики Анаса Пшихачева.
В Чечне также давно не происходило преступлений против религиозных деятелей, однако в начале 2000-х в республике были убиты несколько имамов. Так, в январе 2001 года убит 70‑летний имам мечети селения Герменчук Магомед Хасуев, в 2002-м в селении Старые Атаги были расстреляны проповедник Саид-Паша Салихов и его сын, в 2003-м – сын муфтия Чечни Саид-Ибрагим Шамаев, в 2005 году в станице Шелковская убит 66‑летний имам местной мечети Бухари Гумкиев.
Лидером по числу убийств религиозных деятелей остается Дагестан. Львиная доля всех подобных преступлений приходится именно на эту республику.
В 2015 году неизвестные расстреляли двух местных имамов: в сентябре Магомеда Хидирова, а в декабре Сулеймана Кокрекского. В 2014-м в различных районах Дагестана насильственной смертью умерли четыре священнослужителя: религиозный деятель Шамиль Бадавиев, имам Омарасхар Алибегов и преподаватели в медресе Магомед Закарьяев и Магомед Биярсланов.
В 2012 году в республике были убиты восемь имамов и проповедников, в том числе и известный религиозный деятель Саид-Афанди Чиркейский, погибший в результате взрыва, который устроила смертница. В 2011 году в Дагестане были убиты девять исламских деятелей.