Глава Дагестана Сергей Меликов внес в парламент республики законопроект, обязывающий Общественную палату делать публичным ежегодный доклад о своей деятельности и состоянии гражданского общества. По действующему закону такой отчет должен в закрытом режиме направляться только в органы власти. Однако в то, что публичность поможет решить реальные проблемы в регионе, не верят и сами члены палаты.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что "изменения будут способствовать обеспечению тесного взаимодействия институтов гражданского общества с органами государственной власти". Его авторы ссылаются на аналогичные положения в законах об Общественных палатах Татарстана, Чечни, Волгоградской и Московской областей.
Гражданское общество Дагестана достаточно активное – это десятки некоммерческих организаций, занимающихся разными проблемами: от благотворительности до вопросов хаотичной застройки Махачкалы и решения экологических проблем. Очень важно, чтобы власти реагировали на запросы, указывает дагестанский публицист и предприниматель Саид Ниналалов. Он считает инициативу по открытой публикации доклада полезной, но только в случае отражения в нем реальной картины.
"Множество поднимавшихся общественниками вопросов появляются именно из-за действий властей. Примеры известные: поправки в Конституцию Дагестана, история с прививками от полиомиелита, реконструкция парков и скверов Махачкалы, ожидаемое строительство мусоросортировочных заводов и полигонов", – перечисляет собеседник.
Общественная палата должна быть проводником идей, которые предлагают активные граждане, продолжает Ниналалов: "Для этого в ее составе должны быть реальные лидеры общественных мнений – сейчас их меньшинство".
Подбор лояльных
По действующему закону Общественная палата Дагестана должна оглашать ежегодный доклад о состоянии гражданского общества на пленарном заседании. Но с 2019 по 2021 год доклады не готовились совсем, а в отчете, озвученном на последнем заседании палаты 22 февраля 2023 года, не было оценки гражданского общества. Как рассказал редакции председатель комиссии Общественной палаты по обеспечению общественного контроля и экспертной деятельности Наби Ахадов, когда он захотел выступить с этой темой, ему заявили, что время заседания уже истекло.
"Чтобы закон был действенным, Общественную палату необходимо комплектовать не по принципу личной преданности и лояльности, а по компетентности, профессионализму, авторитету кандидата в обществе. С этим у нас большие проблемы", – уверен собеседник.
Дагестанцы как не имели влияния на свою власть, так и не имеют его сегодня
По убеждению Ахадова, главным критерием оценки состояния гражданского общества является степень его влияния на формирование органов власти и принимаемые ими решения. Председатель комиссии считает, что в 2010–2013 годы, в период президентства Магомедсалама Магомедова, дагестанское общество получило заметное оживление и развитие: глава республики, руководство парламента и правительства тогда участвовали в пленарных заседаниях Общественной палаты, была организована большая конференция НКО.
"Сменивший его Рамазан Абдулатипов не считал нужным общаться с общественниками, даже позитивную критику воспринимал в штыки, коррупция при нем заметно возросла. При Владимире Васильеве общество вновь оживилось, членов палаты и руководителей НКО приглашали на разные мероприятия, рассматривали их рекомендации и предложения, – вспоминает Ахадов. – Нынешний глава республики Сергей Меликов деятельность на новом посту в 2020 году начал с встречи с представителями общественных организаций, пообещав сделать их регулярными. Больше таких встреч не было".
Наби Ахадов не видит оснований говорить о заметном прогрессе в развитии гражданского общества. По его мнению, дагестанцы как не имели влияния на свою власть, так и не имеют его сегодня.
Отсутствие диалога
Член Общественной палаты Дагестана юрист Арсен Магомедов в беседе с корреспондентом Кавказ.Реалии отметил, что публикация доклада существенно не повлияет на ситуацию с гражданским обществом и его взаимодействием с чиновниками.
"Может быть, единственный смысл [публикации доклада] – встраивание в вертикаль управления. Раз председатель палаты отчитывается, значит, он более подотчетен руководству республики. Доклад всегда можно сделать формальным, так что ни на что он не повлияет", – полагает спикер.
Читайте также Самая протестная республика. Как из-за войны изменилось гражданское общество в ДагестанеЕдинственный резонансный вопрос, поднимавшийся в Общественной палате в 2022 году, который смог вспомнить зампредседателя комиссии по формированию гражданского общества и защите конституционных прав граждан Шамиль Хадулаев, – о территориальной целостности республики и поправках в Конституцию.
"Если ставить вопрос об открытом ежегодном докладе о состоянии гражданского общества, то палата окажется в двояком положении: или заниматься самоцензурой, не выносить на обсуждение вопросы, которые руководству республики не нравятся, или поднимать не имеющие никакого значения мелкие вопросы. Если ты говоришь о проблемах, тебя объявляют чуть ли не врагом властей Дагестана, поэтому многие общественники не хотят на это идти", – признает собеседник редакции.
Хадулаев также уверен, что власти не готовы слышать активистов и общественников, так как такого диалога за два с половиной года под руководством Меликова не состоялось.
"На существующих мероприятиях участники стараются высказываться нейтрально, чтобы не накликать на себя беду, только единицы озвучивают реальные проблемы. Реакции на выступления также нет", – заключил общественник.
***
В середине января помощник депутата Госдумы Султана Хамзаева, координатор проекта "Трезвая Россия" Ян Иванов был незаконно включен в состав Общественной палаты Дагестана – письмо с его рекомендацией направила ликвидированная к тому моменту организация. Это подтвердила проверка прокуратуры.
Ранее депутат Хамзаев и его помощник Иванов угрожали местным гражданским активистам уголовными делами, обвиняя их в сепаратизме из-за критики внесения изменений в дагестанскую Конституцию. Тогда члены Общественной палаты Дагестана раскритиковали принятый в первом чтении законопроект поправок к Конституции республики, назвав его опасным для сохранения территориальной целостности региона. Законопроект в Народное собрание внес глава республики Сергей Меликов.
Осенью прошлого года представителей независимых СМИ и общественных активистов не пустили на круглый стол о поправках в главный закон республики. Обсуждение состоялось в Миннаце Дагестана по инициативе Народного собрания. Позже депутаты приняли пакет поправок – среди прочего они предусматривают отмену ограничения на руководство регионом более двух сроков подряд и снятие с главы Дагестана функций гаранта "единства и территориальной целостности республики".