Ссылки для упрощенного доступа

Мертвые заговорили. Останки жертв сталинского террора в Дагестане


Массовое захоронение, предположительно, репрессированных в 1930-е годы
Массовое захоронение, предположительно, репрессированных в 1930-е годы

На берегу Каспийского моря между Махачкалой и Каспийском найдено массовое захоронение жертв сталинского террора – останки 18 человек, убитых выстрелами в затылок. Следственный комитет России начал проверку по этому поводу, но историки и правозащитники опасаются, что исследование, как и в большинстве таких случаев, будет формальным.

Новость о находке рабочих в районе местной базы отдыха появилась в соцсетях 27 февраля. На опубликованных снимках видны характерные для убитых чекистами пулевые отверстия в районе затылка. В следственном управлении СКР по Дагестану журналистам заявили, что могила, вероятнее всего, относится к 1930-м годам.

По отзывам местных жителей, о спрятанной за глухим забором братской могиле на каспийском побережье было известно с начала 1950-х годов.

Все, что нужно знать о стране

Арестованный летом 1951 года за "антисоветскую агитацию" скульптор Виктор Чигирик в беседе с автором книги "Был такой город. Махачкала" Светланой Анохиной делился тюремными воспоминаниями об этом захоронении:

"Нас, зеков, пригнали туда за песком для строительства. Начали копать и сразу же лопаты чиркнули по костям: прямо на поверхности лежали скелеты, черепа с дырами от пуль в затылке. Это был могильник, массовое захоронение людей, попавших под маховик репрессий. Их даже не потрудились глубоко закопать. Слух о страшной находке пополз по Махачкале, туда на поиски своих близких потянулись люди. И эту территорию немедленно обнесли забором... Когда стали открываться архивы, он все равно стоял, стоит и сейчас. Это все, что нам нужно знать о стране, о городе, в котором мы живем".

Общая ситуация с захоронениями в России остается плачевной, хотя еще в конце 1980-х руководство КГБ распорядилось собрать у старых сотрудников информацию о таких местах, говорит в беседе с редакцией Кавказ.Реалии председатель правления ликвидированного общества "Мемориал", руководитель проекта по созданию электронной базы данных жертв политического террора в СССР Ян Рачинский.

"Заявляется, что такие места должны быть увековечены, в реальности ничего не делается или проводится в пародийном виде. Например, как на Седанкинском перевале во Владивостоке, где погребли только обнаруженных при прокладке трассы, не обследовав территорию. Похожая ситуация с 12-м километром в Екатеринбурге – создали мемориал, но полноценного обследования территории не провели. В Сандормохе власти вообще приписали массовое убийство оккупантам, которых там и близко не было", – перечисляет Рачинский.

Собеседник выразил надежду, что в случае с обнаруженным в Махачкале захоронением будет проведено исследование: "Это важная задача, если мы не хотим быть людьми без памяти и истории".

Восемь тысяч перемолотых жизней

Дагестан – единственный регион Северного Кавказа, где установлены памятные знаки проекта "Последний адрес", увековечивающего имена жертв большого террора. Три такие таблички есть в Махачкале и Буйнакске.

Я ждала, когда мертвые заговорят о себе сами, раз молчат живые. Уверена, в архиве ФСБ есть документы по этим кладбищам

На доме № 12 по улице Ананова в Махачкале установлен знак в честь Багадура Малачиханова – сотрудника Дагестанского НИИ промышленности, расстрелянного 28 июля 1941-го. Также на нынешней улице Шихова в Буйнакске до ареста жил Имадутдин Гаджиев – арестован в мае 1938 года, умер в лагере в возрасте 66 лет. Третья табличка размещена на махачкалинской улице Оскара – она рассказывает о Юсуфе Шовкринском, начальнике культурно-просветительского отдела Дагестанского обкома партии, умершего в воркутинском лагере в 1943 году.

Поскольку установка табличек "Последнего адреса" – это неофициальные церемонии, они чаще собирают только семей и потомков репрессированного, делится координатор проекта режиссер Оксана Матиевская.

"Одна отличительная черта, введенная организатором установки табличек в Дагестане Мадиной Ахмедовой – возле каждого дома в этот день сажается дерево. С администрацией города и республики мы никак не взаимодействуем, согласование размещения таблички проходит только с собственниками дома", – добавила собеседница Кавказ.Реалии.

На самом деле убитых в ходе сталинского террора в регионе столько, что посаженные в честь каждого деревья превратились бы в настоящий лес. В "Книге памяти жертв политических репрессий XX века в Дагестане" приведены имена более 8655 осужденных из республики, каждый третий был казнен. Первые дела относятся к казням деникинских офицеров в 1919 году, последнее дело датировано 1980 годом.

Затронувшие республику резонансные репрессивные дела перечисляет в беседе с редакцией старший научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН историк Патимат Тахнаева.

18 ноября 1929 года на внесудебное рассмотрение было представлено заключение по "аваро-андийскому делу": следователь предъявил 46 людям обвинение по второй части "расстрельной" 58-й статьи и приговорили их к казни, остальные получили от пяти до десяти лет концлагерей. Таким же сфальсифицированным было и "даргинское контрреволюционное дело", более известное как дело шейха Хаджи-Али Акушинского и его мюридов. Из 66 обвиняемых 29 приговорены к расстрелу и убиты в ночь вынесения приговора.

"Посчитайте, сколько приговоренных коллегией Дагоблчека и тройкой НКВД к смертной казни! Тела не выдавали, места захоронений скрывали. Но со слов старожилов известно, что казненных закапывали где-то на побережье, между Махачкалой и Каспийском. Я ждала, когда мертвые заговорят о себе сами, раз молчат живые. Уверена, в архиве ФСБ по Дагестану есть документы по этим кладбищам", – подытожила Тахнаева.

Страшная тайна

Можно пересчитать по пальцам руки случаи, когда действительно были подняты все останки

Полигоны массовых убийств и захоронения жертв всегда скрывались, это была самая страшная государственная тайна НКВД – из-за секретности они даже нигде не фиксировались, говорит в беседе с редакцией Кавказ.Реалии руководитель научно-информационного центра "Мемориала" в Петербурге Ирина Флиге. На протяжении десятилетий она занимается поиском и документированием свидетельств репрессий в СССР.

"Чтобы выяснить – обнаруженное захоронение 18 человек является единственной могилой или фрагментом большого захоронения, – необходимо комплексное исследование. Если оно относится к периоду "Большого террора" 1937-1938 годов, скорее всего, это часть крупного захоронения. Если более ранний период, время "красного террора" или конец 1920-х, может быть локальной братской могилой", – указывает эксперт.

В частности, место захоронения должны исследовать профессиональные археологи, которые поднимут из земли так называемый "вещевой фонд" – фрагменты личных вещей расстрелянных. Ирина Флиге называет мифом утверждение, что в таких могилах вещей не встречается. Ими могут быть пуговицы, очки, зубные протезы, монеты, фрагменты одежды, по которым удастся определить время захоронения.

В ряде случаев профессионалы находили и прочли даже предсмертные записки, говорит эксперт. Изучив останки в ходе судебно-медицинской и антропологической экспертиз, возможно определить возраст, пол и другие физические особенности убитых. Если удастся установить имена хотя бы нескольких, по архивным документам вероятно узнать данные других казненных в этот день.

"Подобные захоронения в разных регионах страны периодически обнаруживаются в ходе строительных работ. Но проводимые Следственным комитетом проверки, как правило, носят поверхностный и формальный характер – дела закрываются за давностью. Можно пересчитать по пальцам руки случаи, когда действительно был выявлен весь периметр такой братской могилы и подняты все останки", – указывает собеседница.

***

  • Накануне визита президента Владимира Путина в Волгоград государственный Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал результаты опроса волгоградцев о возвращении городу названия Сталинград. 67% жителей выступили против идеи, при этом "за" высказались только 26% респондентов. Опрос провели после инициатив ряда политиков о переименовании, в том числе от местного губернатора Андрея Бочарова.
  • Почти половина россиян, опрошенных "Левада-центром", выступила за сооружение памятника Сталину к годовщине победы во Второй мировой войне в 2021 году, пишет Радио Свобода. За это выступили 48 процентов опрошенных, против – 20, остальные отнеслись к идее безразлично или затруднились с ответом. Социологи отмечают, что число сторонников сооружения памятника Сталину за последние 10 лет выросло почти вдвое. В 2010 году на аналогичный вопрос положительно отвечали только 25 процентов опрошенных, а 36 процентов были против.
  • Бывший следователь по особо важным делам Генпрокуратуры Игорь Степанов несколько лет добивается удаления с российских улиц имен высокопоставленных исполнителей сталинских преступлений, в том числе депортации народов. Но власти северокавказских республик, раз в год на официальных мероприятиях декларируя скорбь по вывезенным в казахские степи предкам, не спешат переименовывать улицы, названные в честь организаторов репрессий.

Форум

Рекомендуем участникам форума ознакомиться с разъяснением законодательства РФ о "нежелательных организациях". Подробнее: https://www.kavkazr.com/p/9983.html
XS
SM
MD
LG