В Северной Осетии есть золото не только на витринах ювелирных магазинов. Но может ли от него быть хоть какая-то польза?
Копать не перекопать
"Росгеология" завершила масштабные геологические работы по оценке золоторесурсного потенциала Афсандур-Ламардонского поля. За последние три года поисковый отряд организации обследовал два участка: Какадурский и Ламардонский с существенным уточнением границ рудных зон.
"Горно-буровыми работами в пределах рудных зон Какадур-Северный, Какадур-Южный и Ламардонской выделены золоторудные тела длиной до 1650 м, шириной до 14 м и содержанием золота в среднем 2,1 грамма на тонну, – рассказал 'Кавказ.Реалии' главный геолог 'Росгеологии' по Северному Кавказу Олег Туаев. – Согласно выполненной оценке золоторесурсного потенциала площади работ, в её пределах насчитывается 104,7 тонн благородного металла, что на 55 т больше ожидаемого количества. Сложно сказать, сколько ещё в себе хранят недра Осетии золотых запасов, но мы для более детальной оценки золоторесурсного потенциала планируем расширить фронт геолого-разведочных работ на территории".
По словам Туаева, месторождение уникально – подобный объект не изучался за последнюю четверть века ни разу. "Таких объектов мало и по России в целом, – говорит он. – В советский период они ещё были, но большая часть или уже отработана, или на них нет инвесторов".
На прошедшем 19 ноября в Федеральном агентстве по недропользованию ("Роснедра") научно-техническом совете, отмечает Туаев, именно Какадурский золоторудный объект в Северной Осетии был удостоен звания лучшего в стране.
Не успели завершиться работы в Какадуре, как геологи сообщили о возможном начале новых исследований – в Байкомской золотой провинции. Там выделено семь новых золотоносных зон с общим количеством золота 213 т по категории Р3.
"Такие находки в данном ущелье характеризуются новизной и позволяют рассчитывать на ещё более высокий золоторудный потенциал, – обращает внимание собеседник 'Кавказ.Реалии'. – На данной площади трудилось не одно поколение геологов из разных уголков нашей страны, но только в этом году нам всё же удалось найти крупные золотые жилы".
"Золота в Осетии нет"
Однако региональные геологи относятся к исследованию этих месторождений скептически.
По словам заведующего кафедрой "Прикладная геология" Северо-Кавказского горно-металлургического института Александра Полквого, работы эти были начаты давно.
"По тем результатам была проведена прогнозная оценка, оценивалось приблизительно в 200 тонн золота, – объясняет он. – Работы проводятся за счет государственных средств. Они говорят про 100 тонн и утверждают, что это в два раза больше, чем ожидалось. В действительности же это в два раза меньше, чем ожидалось. Но это нормально. Два грамма золота на тонну – сейчас нормальное содержание".
Старший преподаватель этой же кафедры Юрий Караев, занимавшийся ранее геолого-разведывательными работами в Осетии, сетует на то, что уникальные специалисты республики не привлекаются к новым работам. "Я давно сказал, что золота в Осетии нет. Есть понятие золота в геологическом и в экономическом смысле, – подчеркивает ученый. – Есть запасы и есть ресурс. Под запасы на Западе дают кредиты в банках, а ресурсы – это импровизация в геологии. Здесь уместны слова 'возможны' и 'вероятны'".
В правительстве России золотоносные участки на части пока не разрывают. В Минэкономразвития "Кавказ.Реалии" сообщили, что на данный момент у них нет информации по этой теме.
Добавим, согласно закону, недра находятся в совместном ведении субъекта и федерального центра, поэтому не могут быть в частной собственности. Тем временем геологи намерены продолжать работы.
"В ближайшие три года планируется развернуть широкомасштабные геологические работы по более детальному геологическому изучению Байкомской провинции с участием ориентировочно 75-80 специалистов", – добавляет Туаев.
На совещании в "Роснедра" подтвердили: работы по изучению золотозапаса в СКФО в ближайшее время приоритетны.