Ссылки для упрощенного доступа

"Многие говорили, что нас побьют"


Данные соцопросов говорят о том, что больше половины (51%) дагестанцев вообще не ходят на выборы.
Данные соцопросов говорят о том, что больше половины (51%) дагестанцев вообще не ходят на выборы.

Соавтор доклада о сентябрьских выборах в Дагестане рассказал о тотальных фальсификациях

Независимые наблюдатели опубликовали доклад о том, как в Дагестане фальсифицируют данные о явке избирателей. Анна Велликок, Руслан Магомедов и Андрей Шишкин отмечают, что официально в 2007 и 2011 годах явка в Дагестане составляла 91%, однако данные соцопросов говорят о том, что больше половины (51%) дагестанцев вообще не ходят на выборы.

Так и вышло, что, согласно докладу, в 2016 году явка на участках, где были независимые наблюдатели, оказалось очень низкой (минимальная – 13,5%), а там, где наблюдателей не было или они были удалены, явка порой превышала 90%. А на участке № 1111 и вовсе составила 105%. О том, с какими еще нарушениями наблюдатели сталкивались на выборах, «Кавказ.Реалии» рассказал один из авторов доклада Руслан Магомедов.

- Если верить вашему докладу, в Дагестане «рисуют» не только голоса, но и явку. Вы сами упоминали, что явка не влияет на результат. Зачем же тогда это нужно?

- Мы не настолько опытные политологи, чтобы делать выводы по этому поводу. Сами удивляемся этому обстоятельству. Мы просто показали те цифры, которые увидели, а зачем это делается – не знаем. Наверное, чтобы заработать очки.

- Вы ссылаетесь на социологическое исследование, согласно которому 51% дагестанцев вообще не ходит на выборы. А кто те люди, которые ходят? Бюджетники? Пенсионеры?

- Определить их по возрастному или социальному признаку не могу, потому что не обращал на это внимания. Это самые разные люди, которые всё ещё верят, что путём выборов можно что-то изменить и, несмотря на массовые фальсификации, приходят и исполняют свой гражданский долг.

- Если бы все было честно, «Единая Россия» сумела, на ваш взгляд, получить большинство голосов?

- Здесь уже заходим в область предположений, а этого не хотелось бы. Мы получили те цифры, которые получили, на их основе сделали выводы и представили результаты в докладе. А что было бы если бы их (фальсификаций. – Ред.) не было – не знаю.

- Вы сообщаете о нарушениях, в частности, об отказе пускать членов комиссии с правом совещательного голоса на избирательные участки. Чем главы УИКов объясняли свои действия?

- Назначение члена комиссии с правом совещательного голоса на участок производится в уведомительном порядке и заранее никаких списков подавать не нужно. Однако мы с утра столкнулись с тем, что председатели избиркомов банально не знали об этом факте и говорили, мол, вы не внесены в список, мы вас никуда включать не будем и вообще уходите отсюда. В этом случае всё объясняется некомпетентностью руководителей УИКов. Нам приходилось обращаться в дагестанский избирком, далее в территориальную избирательную комиссию и с ее помощью добиваться допуска.

Руслан Магомедов
Руслан Магомедов

- А что насчет отказа вносить в списки лиц, участвующих в подсчёте голосов, а также давать им возможность знакомиться со списками избирателей?

всех наблюдателей собирали в одном месте на избирательном участке и говорили, мол, наблюдайте отсюда, а дальше никуда не ходите

​- Точно не могу сказать, чем объясняли... Понимаете, часто было так, что всех наблюдателей собирали в одном месте на избирательном участке и говорили, мол, наблюдайте отсюда, а дальше никуда не ходите. В таком случае о том, чтобы ознакомиться с каким-то списками, не было и речи.​

- Под какими предлогами удаляли наблюдателей?

- Наблюдателями были студенты, которым около 20 лет... Я всем строго-настрого запретил вступать в конфликты, наказав в первую очередь беречь себя. Насколько понимаю, оказывалось какое-то давление и людей выводили.

- Что касается так называемого «круизного голосования», вам удалось выяснить, кем были эти пресловутые «круизники»?

- Обычные люди. Они были зафиксированы на двух участках, находящихся недалеко друг от друга. Например, наблюдатели делали фотографию человека, который пришёл проголосовать, скидывали в общий чат и оказывалось, что того же человека видели на втором участке.

- Вы представили свои данные в Центризбирком. Какую реакцию ожидаете?

- Первая наша задача была узнать, как проходят выборы в Дагестане, нам и самим это было интересно. Вторая - проанализировать полученные данные и представить общественности, чтобы люди увидели, что происходит на избирательных участках в республике. Эти задачи выполнены, а что с ними будет дальше и как на них будут реагировать официальные лица, мы не знаем и ничего не ожидаем... То, что от нас зависело, мы сделали.

- К следующим выборам планируете как-то иначе подготовиться? Собираетесь, например, агитировать людей ходить на выборы, чтобы минимизировать вероятность вбросов?

мы показали, что приехать в Дагестан , чтобы наблюдать на выборах, нестрашно

- Наша команда из 5 человек приехала в Дагестан за неделю до выборов. Мы распечатали листовки с призывом идти в наблюдатели и раздавали их в Махачкале. В итоге набрали 14 человек. Конкретных планов на следующие выборы пока нет. Но мы показали, что приехать в Дагестан , чтобы наблюдать на выборах, нестрашно. Многие люди говорили, что нас побьют, но ничего такого не было.

- Вы сами были кандидатом-одномандатником. Каковы ваши результаты?

- При нулевой агитации – 3000 голосов. Выдвижение было чисто техническим для того, чтобы наблюдать самому и раздать направления на участки всем желающим. Дело в том, что в 2011-м я проголосовал в Дагестане за «Яблоко», однако на следующий день, ознакомившись с результатами выборов на моем участке, не обнаружил голоса за эту партию. Выходило, что за нее не проголосовал никто! В 2012 году, поняв, что просто пойти и проголосовать мало, попросился в наблюдатели от Михаила Прохорова на президентские выборы. Так как у них не было представителей в Дагестане, меня перенаправили к местным коммунистам, которые в последний момент почему-то не выдали направление. В 2016-м решил не повторять ошибок и сам зарегистрировался кандидатом, поэтому не пустить на участки меня уже не могли.

- Вы наблюдали за выборами в Махачкале, а знаете, как они проходили в других районах республики?

Могу судить только по тому, что пишут в соцсетях. Скорее всего, везде было примерно одинаково «негладко», но уверенно говорить могу только о тех участках, на которых был сам.

XS
SM
MD
LG