Гарнизонные суды Южного военного округа рассмотрели новые дела в отношении мобилизованных и контрактников, которых обвинили в оставлении частей – всем назначили реальные сроки лишения свободы.
Мобилизованный Тимур Джармухамбетов служил в части, базирующейся в Чечне, но дважды сбегал домой из пункта временной дислокации – так обычно называют оккупированную территорию Украины. В обоих случаях Джармухамбетов задерживали и возвращали в часть. Смягчающими обстоятельствами суд в Грозном признал участие военного во вторжении в Украину и его намерение вернуться на фронт, помощь гражданской жене и семи ее детям, а также благотворительность. Джармухамбетова приговорили к двум годам колонии общего режима.
С семи до шести лет колонии строгого режима Южный окружной военный суд снизил наказание мобилизованному Ивану Платонову из Волгоградской области – его обвинили в самовольном оставлении части и дезертирстве. Свое отсутствие мобилизованный объяснил необходимостью присматривать за тремя детьми, так как его жена тяжело переживала очередную беременность. По версии же следствия, причиной побега военного стал приказ об отправке в Украину. В суде Платонов пообещал уйти на фронт, однако это не повлияло на приговор.
Пять с половиной лет колонии – приговор контрактнику из Ставропольского края Денису Давыдову. Осужденный рассказал в суде, что многократные просьбы об отпуске для ухода за больной матерью командование части игнорировало. Тем временем психолог и психиатр, которые провели обследование здоровья его матери, сообщили о переходе заболевания в хроническое и необходимости присмотра за ней. Давыдов уехал домой, планируя вернуться в часть, когда найдет, с кем оставить мать. Он сообщил командиру свой адрес, а позже был задержан. Доводы об участии в войне против Украины и награждение медалью Суворова также не смогли изменить приговор с реального на условный.
Контрактник из Дагестана Шамиль Джаватханов дважды оставлял часть и возвращался обратно. Он заявил, что командир разрешал уезжать для прохождения лечения. Второй раз, по словам военного, он не вернулся, так как попал в аварию. Смягчающими обстоятельствами признали участие Джаватханова в войне против Украины и состояние здоровья его пожилых родителей, его приговорили к семи годам колонии общего режима.
Житель Таганрога Владимир Бондаренко заключил контракт с Минобороны в самом начале войны – в марте 2022 года. Спустя год службы он трижды сбегал из части – с 23 марта по 3 апреля, 4 мая по 22 июня и с 3 по 29 июля. Дважды он возвращался самостоятельно, в последний раз его задержали сотрудники военной комендатуры. В итоге Ростовский гарнизонный суд приговорил его к семи годам колонии общего режима.
- Прикрепленного к чеченской части мобилизованного из Астрахани Самата Сулейманова приговорили к пяти годам колонии за побег со службы. Таким образом суд в Грозном квалифицировал отъезд военного в госпиталь после того, как сослуживцы сломали ему челюсть.
- Гарнизонные суды Южного военного округа, включая военные суды аннексированных Крыма и Севастополя, в прошлом году рассмотрели 2306 уголовных дел в отношении военнослужащих – это в два раза больше, чем в 2022-м. Причиной такого роста эксперты называют то, что после объявления мобилизации контрактники не могут разорвать отношения с Минобороны, единственный для них вариант покинуть армию – сбежать из части.
- Восемь лет колонии общего режима из-за трех побегов получил контрактник Александр Тонцев из Краснодарского края. В первый раз его осудили летом 2023 года – тогда за отсутствие в части с февраля по март он получил пять лет условного лишения свободы. На следующий день после вынесения первого приговора он вновь сбежал из части две недели, а после возращения не появлялся в ней с июля по октябрь. С учетом прошлого приговора за оба побега ему назначили восемь лет: в качестве смягчающих обстоятельств суд учел его участие в "контртеррористической операции на Северном Кавказе" и войне в Сирии, а также награждение медалью "За отвагу" и ведомственными наградами.
Форум