Отношение россиян к ситуации на Северном Кавказе и лично к главе Чечни Рамзану Кадырову улучшилось, говорится в свежем исследовании "Левада-центра".
Так, если в мае 2015-го 45% оценивали ситуацию в СКФО как благополучную, то в мае 2016-го число таких респондентов снизилось до 27%. Теперь же показатели выправились – снова благополучной ситуацию на Кавказе считают 41% россиян. Год назад напряженной обстановку на Северном Кавказе называл 51%, сейчас — 37%. Уменьшилось и число тех, кто оценивает ситуацию в СКФО как критическую — с 7% в прошлом мае до 4% на данный момент.
Немного улучшилось отношение россиян к Кадырову. В январе 2015 года он вызывал уважение у 21% россиян, в начале 2016-го — у 10%, сейчас его уважают 14%. Если в январе 2016 года о симпатии к Кадырову заявили 7%, то сейчас он нравится 10% россиян.
А вот уровень доверия к главе Чечни за два года снизился: с 17% в марте 2015 года (ответ "Определенно вызывает доверие") до 11% на данный момент. Число тех, кто "скорее доверяет" Кадырову, не изменилось, это 38%.
31% считает, что назначение Кадырова главой Чечни привело к "умиротворению Чечни". При этом столько же опрошенных заявили, что Кадыров установил полный контроль своего клана в республике.
Как отмечает в разговоре с "Кавказ.Реалии" руководитель отдела социально-политических исследований "Левада-центра" Наталия Зоркая, граждане "почти не владеют осмысленной информацией о Северном Кавказе и не слишком следят за обстановкой в регионе". "Всего 5-6% населения имеют информацию о ситуации в СКФО из разных источников", — говорит она.
Позитивно оценивали ситуацию на Кавказе в 2014-2015 гг. из-за присоединения Крыма и общей ура-патриотической мобилизации. "Наблюдалась некая консолидация, которая сподвигала людей давать завышенные оценки всему, что происходит, — объясняет Зоркая. – А в 2016 году уровень общественной мобилизации снизился".
По ее мнению, нынешнее отношение к событиям на Кавказе может быть связано с новой мобилизацией – предвыборной. "В массы продвигается мысль, что дела на Кавказе обстоят не так плохо", — не исключает эксперт.
Противоречивое отношение к результатам правления Кадырова она связывает с отсутствием публичной дискуссии (преимущественно из-за того, что СМИ уходят от этой темы). "Есть некий фоновый страх, но эта проблематика вытесняется: непроработанные обществом вопросы подменяются благостными установками", — полагает социолог.
Разницу в уровне доверия непосредственно к Кадырову (разрыв в 7 процентов между 2015 и 2017 гг.) она находит не очень существенной, поскольку то, как президент России взаимодействует с Кадыровым, влияет на массовое сознание. Мол, раз правители договариваются, невзирая на выходки Кадырова, то и мы будем ему доверять.
Специалист по Северному Кавказу из Института экономической политики имени Гайдара Ирина Стародубровская считает позитивную оценку обществом обстановки в СКФО "накопленным результатом резкого снижения масштабов деятельности НВФ и количества террористических актов за последние годы".
По ее мнению, в основном россияне воспринимают Северный Кавказ через призму очень разных и плохо сочетающихся клише.
Положительную оценку Кадырова она назвала грустной, хотя не удивительной в условиях популярности идеи сильной руки. "Это совокупный результат плохой информированности, воздействия внешних признаков благополучия (прежде всего восстановленного Грозного) и распространенного представления о том, что сильная власть — это та, которая всех нагибает и строит".