В Ставропольском краевом суде прошло очередное заседание в рамках рассмотрения апелляционной жалобы на приговор семи лидерам ингушского протеста, осужденным по обвинению в создании экстремистского сообщества и в организации насилия по отношению к силовикам на митинге в Магасе 27 марта 2019 года против оглашения об изменении границы с Чечней.
На заседании выступили осужденные Малсаг Ужахов — председатель Совета тейпов ингушского народа, Муса Мальсагов — председатель ингушского отделения "Российского красного креста" и Барах Чемурзиев — председатель общественного объединения "Опора Ингушетии", а также их адвокаты, сообщает Центр защиты прав человека "Мемориал".
В начале заседания Муса Мальсагов заявил отвод адвокату по назначению Мичеву, его поддержали все адвокаты по соглашению, а также сам Мичев. Судья ходатайство отклонил. Далее в заседании Мичев поддержал апелляционную жалобу Мальсагова, но по существу не выступал. Так же поступил другой адвокат по назначению, представляющий интересы Малсага Ужахова, в чьем отводе было отказано ранее.
Джабраил Куриев, адвокат по соглашению Малсага Ужахова, заявил, что выносивший приговор суд необоснованно расценил как допустимые и использовал в приговоре показания работавших на митинге силовиков, в которых они, в частности, утверждали, что восприняли слова "Аллаху акбар", а также речь на ингушском языке, как призыв к насилию, хотя, по их же словам, не являются мусульманами и не владеют этим языком. Также, как утверждает Куриев, суд трижды вышел за рамки обвинения, на что не имел права. Другой адвокат Ужахова, Магомед Куриев, добавил, что в приговоре нет доказательств того, что подсудимые призвали к насилию.
Еще один адвокат Малсага Ужахова, Асхаб Ужахов, подчеркнул, что материалы следствия не содержат данных о времени, месте, обстоятельствах создания подсудимыми предполагаемого экстремистского сообщества, факт его существования ничем не подтвержден.
Это заявление поддержали адвокат Мусы Мальсагова Магомед Беков, подсудимый Барах Чемурзиев и его адвокаты Магомед Абубакаров и Калой Ахильгов, также представляющий еще одного подсудимого – члена Совета тейпов ингушского народа Ахмеда Барахоева, ранее удаленного из зала суда до окончания прений.
Чемурзиев сослался на показания руководителей подразделений полиции в Ингушетии, заявлявших, что у них не было никаких свидетельств существования экстремистского сообщества, а наоборот, согласовывали проведение митингов. К тому же, подчеркнул Чемурзиев, обвинение в экстремизме появилось через пять месяцев после ареста лидеров ингушского протеста. По словам Чемурзиева, одним из видов вмененной ему экстремистской деятельности было согласование митингов с органами власти – совершенно легальное действие. В приговоре утверждается, что Чемурзиев якобы призывал к противоправным действиям, но это ничем не подтверждено.
Также суд проигнорировал экспертизу, пришедшую к выводу, что в его словах не было призывов к насилию и разжигания розни, и показания свидетелей, заявлявших, что, напротив, он пытался остановить насилие.
Адвокат Абубакаров назвал приговор "не только незаконным, но и абсурдным" и политически мотивированным, так как подсудимым по существу инкриминировали реализацию их конституционных прав.
Адвокат Ахильгов отметил, что доказательством, причем единственным, мер конспирации, якобы применявшихся подсудимыми, суд счел использование ими мессенджеров, хотя мессенджерами пользуются очень многие. Он подчеркнул, что "в основу приговора положены недопустимые доказательства, полученные с нарушением фундаментальных прав", которые "искажают саму суть правосудия".
После выступления Ахильгова заседание завершилось, следующие заседания назначены на 11 и 12 мая.
- Накануне судьи Ставропольского краевого суда во второй раз отказали в своем отводе из процесса. С таким ходатайством выступила сторона защиты – по мнению адвокатов, судьи тайно общались с прокурорами вне заседания.
- В декабре 2021 года суд в Ессентуках признал семерых лидеров протеста в Ингушетии, выступавших против изменения границы с Чечней, виновными в организации насилия против силовиков и создании экстремистского сообщества. Их приговорили к лишению свободы на сроки от семи с половиной до девяти лет. Правозащитный центр "Мемориал" признал лидеров ингушского протеста политзаключенными.
- Обвиняемые по "ингушскому делу" протестовали против земельного соглашения с Чечней. Митинг 27 марта 2019 года в Магасе закончился столкновениями с ОМОНом и Росгвардией. Лидерам протеста вменяли организацию и управление насилием в отношении представителей власти. Всего по "ингушскому делу" к уголовной ответственности привлечены 49 человек.
Форум