Ссылки для упрощенного доступа

Трое на одного: в Дагестане причастные к убийству могут избежать наказания


Иллюстративное фото
Иллюстративное фото

В Дагестане передали в суд уголовное дело об убийстве 19-летнего жителя села Каякент Магомеда-Али Султанова: он погиб в драке. Обвиняемым следствие посчитало только одного человека, хотя на опубликованных кадрах отчетливо видно, что его одновременно избивают трое. Семья парня добивается привлечения к ответственности всех участников потасовки. С такими же требованиями жители Каякента выходили на протест и перекрывали федеральную трассу.

Согласно официальной версии, причиной драки стал бытовой конфликт. Вечером 10 ноября 2022 года Магомед-Али Султанов вместе со своим другом пришел на автомойку на окраине села Усемикент. Здесь была назначена встреча с обидчиком его двоюродного брата-шестиклассника – 18-летним Магомедом Алибековым. Последний высказал угрозы шестикласснику, и ребенок сообщил об этом двоюродному брату. На назначенную встречу Алибеков пришел с четырьмя своими товарищами.

Разговор на повышенных тонах перерос в драку. Как выяснило следствие, Алибеков достал имевшийся при нем складной туристический нож и нанес не менее восьми ударов по различным частям тела Султанова. Удары руками и ногами наносили и два его тварища Вагабов и Умаров. Нападавшие уехали с места происшествия, а Султанов умер на руках своего старшего брата, который вскоре приехал туда.

Магомед-Али Султанов. Фото из инстаграм-страницы dnevniki_goryanki
Магомед-Али Султанов. Фото из инстаграм-страницы dnevniki_goryanki

Из показаний Алибекова следует, что во время словесной разборки Султанов ударил его по лицу. Из-за этого он "сильно разозлился", достал нож и стал наносить им удары. Вину он признал. По его словам, у его товарищей ножа с собой не было.

"[Драка произошла] из-за того, что заступился парнишка. А что, теперь не заступаться ни за кого, за слабых? Мимо проходить, когда обижают? Мой пацан не такой был", – рассказал редакции Кавказ.Реалии отец убитого Ильмиямин Султанов.

Вскоре Алибеков был задержан, но родственники убитого и его сельчане были недовольны тем, что другие участники драки оставались на свободе. О том, что Султанов в одиночку противостоял троим, также рассказали свидетели драки. Это подтверждает и видеозапись, которую сделал подросток, сидевший в тот момент в машине рядом с местом убийства. Республиканское МВД сообщило, что "беспокойства сельчан о том, что виновный до сих пор не задержан, безосновательны” и опубликовало видео допроса Алибекова.

24 ноября в Каякенте прошел сход местных жителей – они возмутились, что остальные участники конфликта остаются на свободе. На кадрах с собрания Ильмиямин Султанов выражает опасения, что виновных не накажут, а также рассказывает, что ему предлагали взятку за молчание.

Второго января недовольство переросло в массовые протесты. Сотни местных жителей вышли на митинг с требованием наказать виновных в гибели парня. Несколько женщин пришли с транспарантами с надписями "Требуем справедливости", "Убийцам место за решеткой" и портретами молодых людей, которые участвовали в нападении на Султанова.

Протестующие перекрыли федеральную трассу "Каспий". На место прибыли сотрудники полиции и Росгвардии, сюда прилетело и несколько вертолётов. Протестующие отказались расходиться по требованию правоохранительных органов, после чего их разогнали силой.

В этот же день республиканское Управление Следственного комитета сообщило, что дело об убийстве передано к ним из Избербашского межрайонного следственного отдела. Вскоре появилось видео с допросов остальных участников драки.

"Всё село знает"

Адвокат Ильяс Саидов, представляющий интересы семьи Султановых, рассказал сайту Кавказ.Реалии, что передача дела из района в следственное управление по Дагестану не привело к задержанию других виновных. Двое других участников в деле фигурируют как свидетели. Потерпевшая сторона добивается переквалификации статьи с "Убийства" на "Убийство группой лиц по предварительному сговору" и, соответственно, привлечению других участников конфликта.

"Люди выходили на акции и требовали объективного расследования. Всё село знает, что убийц было несколько и только правоохранительные органы уверены, что в групповом избиении только один имел умысел на убийство и орудовал ножом втайне от остальных участников”, – сказал адвокат.

Следствие, по его словам, основывается на показаниях самих нападавших, которых признали свидетелями, и на "сомнительных" показаниях эксперта, проводившего медико-криминалистическую экспертизу. Из ее результатов следует, что "теоретически Алибеков мог без помощи Вагабова и Умарова причинить те телесные повреждения, которые были обнаружены у Султанова".

А если отец или братья покойного сами отомстят за Магомеда-Али, то следователь Алиев за это будет отвечать?

К соответствующему выводу пришел и следователь Рустам Алиев – убийство было совершено Алибековым "без помощи Вагабова и Умарова", написал он в постановлении и отказал потерпевшему в назначении комплексной комиссионной судебной экспертизы. Редакция Кавказ.Реалии связалась со следователем Алиевым, однако он отказался что-либо комментировать, ответив, что "по делу принято обоснованное законное решение".

Следствие, по мнению адвоката Саидова, саботировало ход предварительного расследования и виновных сознательно увели от уголовной ответственности.

"Очевидна причинно-следственная связь между смертью человека и тем, что один его держит, а другой бьет ножом. Это разве не совместное убийство? Даже если бы ни у кого не было орудия, они все являются соучастниками", - уверен адвокат. Защита направила письмо председателю Следственного комитета России Александру Бастрыкину с просьбой принять уголовное дело в центральный аппарат ведомства или передать в следственное управление других регионов.

Ильмиямин Султанов рассказал редакции Кавказ.Реалии, что вину признала только семья Алибекова. Родственники других участников убийства, по его словам, "не проявляли инициативы и прощения не просили".

"Семьи остальных при деньгах. Взяток дали, накормили всех. Если так не было бы, посадили бы всех. Я их родителей и родственников не осуждаю. Я изначально сказал, что их родители и родные не виноваты. Виноваты участники", – сказал Султанов.

Зампредседателя Общественной наблюдательной комиссии Дагестана Шамиль Хадулаев после передачи дела в суд написал, что оно находится на общественном контроле и отметил, что в Дагестане следователи часто превращаются в "адвокатов преступников": "А если отец или братья покойного, не найдя справедливости, сами отомстят за Магомеда-Али, то следователь Алиев за это будет отвечать?"

Каждый участник этого инцидента должен отвечать за свои действия, считает правозащитник, сотрудник северокавказского отделения "Команды против пыток" Магомед Аламов. По его словам, должна быть установлена полная картина событий: кто и какие удары наносил, какой вред был нанесен этими конкретными действиями.

"Но при этом, зачастую, если в деле несколько виновных, чтобы избежать более сурового наказания из-за совершения преступления группой лиц, один из участников берет вину на себя. Такая практика довольно широко применяется в нашей стране", – рассказал Аламов в беседе с сайтом Кавказ.Реалии.

Уголовное дело будет рассматривать Каякентский районный суд. Потерпевшая сторона будет ходатайствовать о переквалификации дела.

  • 6 января 2021 года в дагестанском поселке Тарки прошел сход местных жителей, на котором обсуждалось убийство 23-летнего антинаркотического активиста Абдурагимова, произошедшее 3 января. Во время схода завязалась драка, в ходе которой два человека получили ножевые ранения, позже они скончались в больнице.
  • Суд в дагестанском Дербенте признал трех местных жительниц – Жасмину Курбанову, Айзанат Гаджиагаеву и Исли Салахову – виновными в нарушении установленного порядка проведения публичных мероприятий из-за несанкционированного митинга.

Форум

Рекомендуем участникам форума ознакомиться с разъяснением законодательства РФ о "нежелательных организациях". Подробнее: https://www.kavkazr.com/p/9983.html
XS
SM
MD
LG