Ссылки для упрощенного доступа

Ток и противогаз. Как полиция Краснодара выбивала "украинский след" в поджоге военкомата


Олег Важдаев
Олег Важдаев

Обвиняемый в терроризме за неудачную попытку поджога военкомата в Краснодаре Олег Важдаев заявил о данных под пытками показаниях об "украинских заказчиках" – его несколько раз ударили током через прикрепленные к голеням электроды. Важдаеву пришлось оговорить себя и выдать за посылку из Украины купленный в онлайн-магазине кулон с религиозной тематикой – позднее он стал вещдоком по уголовному делу.

Краснодарца задержали 29 сентября, за четыре дня до этого он попытался поджечь военкомат, бросив в здание две бутылки с "коктейлями Молотова". Причиной этому он назвал желание уничтожить свое учетное дело и не попасть под мобилизацию. Одна из бутылок с зажигательной смесью не разбилась, а вторая загорелась перед зданием.

Уголовное дело в отношении него возбудили об умышленном уничтожении имущества, вменив ущерб на 40 млн рублей – столько стоит все здание военкомата, которое никак не пострадало. Санкции этой статьи предусматривали штраф или до двух лет лишения свободы. После появления в истории "заказчика" из Украины Важдаева обвинили в теракте, теперь ему грозит от десяти лет колонии. Из МВД дело передали на расследование в ФСБ.

Нехороший отдел

Когда дело попало в ФСБ, следователь сообщил об изъятии полученного по почте предмета, который назвали вещественным доказательством. Речь шла о непримечательном пластиковом медальоне с надписью "Бог есть свет", говорит адвокат Важдаева Алексей Аванесян. По его словам, ему Важдаев впервые откровенно рассказал о том, что на самом деле происходило в отделе полиции.

Кулон, который заказал Важдаев
Кулон, который заказал Важдаев

"Силовикам он правдиво рассказал о мотивах попытки поджога, но полицию это, видимо, не устраивало. Тогда на него надели противогаз без шланга, чтобы не было слышно криков, повалили на пол, закатали штаны и подключили к голеням ток, требуя сознаться в получении финансирования из Украины. Не вынеся пытку, Олег вспомнил о ждущей его на почте бандероли, сообщив, что там перечисленные "заказчиками теракта" пять тысяч долларов. Его сразу повезли на почту, но в отправлении оказался обычный дешевый кулон ", – передает юрист слова своего подзащитного.

После пытки полицейские осмотрели ноги Важдаева на наличие следов от разрядов тока, затем вывели в коридор и заставили пройтись, снимая это на видео – вероятно, чтобы затем доказать отсутствие вреда здоровью, добавляет Аванесян.

"Разумеется, материал будет выделен из нашего дела и направлен в Следственный комитет для проверки по превышению полномочий с применением насилия", – подытожил защитник.

Отдел полиции на улице Октябрьской, о происходящем в котором рассказал Олег Важдаев, обслуживает Центральный округ Краснодара и хорошо известен местным политическим активистам – туда традиционно свозят задержанных на несогласованных публичных мероприятиях.

Тогда на него надели противогаз без шланга, повалили на пол, закатали штаны и подключили ток

После одной из них – анонсированной штабом политика Алексея Навального накануне инаугурации президента Владимира Путина в мае 2018 года акции "Он нам не царь" – сюда доставили 21-летнего Дмитрия Свитнева. В ответ на отказ подписать пустой протокол полицейские несколько раз ударили его по лицу, а затем, как они сами выразились, "прокатили на карусели" – держа с двух сторон за руки били ногами по бедрам. Опасаясь за жизнь, Свитнев согласился на требования силовиков. В итоге его привлекли к административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения публичных мероприятий и неповиновение полиции.

Спустя несколько месяцев там же избили адвоката Михаила Беньяша, задержанного перед акцией против пенсионной реформы. Несмотря на кровоподтеки и гематомы на лице, уголовное дело на правоохранителей заводить не стали, зато обвинили самого юриста – якобы при доставлении он укусил одного из сотрудников полиции за руку. В итоге суд со второй попытки признал лишенного статуса и признанного "иноагентом" Беньяша виновным, назначив штраф в 30 тысяч.

С поощрения начальства

Это уже второй в Краснодарском крае случай поджога, обвиняемых в котором силовики пытают, требуя рассказать об "украинском следе".

Мне на голову надели мешок. Те несколько часов были одними из самых страшных в моей жизни

"Меня спросили – почему я это сделал? Я ответил, что хотел бы воспользоваться статьей 51 Конституции, дающей право не свидетельствовать против себя. Видимо, это их позабавило, потому что в следующее мгновение мне на голову надели мешок. Те несколько часов были одними из самых страшных в моей жизни", – заявил на заседании Южного окружного военного суда обвиняемый в поджоге здания УФСБ Кубани 46-летний Игорь Паскарь. Текст его выступления имеется в распоряжении редакции Кавказ.Реалии.

Летом 2022 года он метнул "коктейли Молотова" (на суде Паскарь назовет их "символом Евромайдана, которого так боится власть"), чтобы показать противникам войны в России, что они не одни, а украинцам – что далеко не все россияне поддерживают агрессивную политику Кремля. Паскарь не пытался скрыться. Он добровольно сдался силовикам и оказался внутри здания ФСБ.

На заседании суда он рассказал, как в одном из кабинетов его избивали ногами, положили в руки гранату и пугали, что выдернут чеку. После этого стали пытать током, в это время один из сотрудников сидел сверху, чтобы Паскарь не смог вырваться. Похожим на фаллоимитатор предметом попытались проникнуть в задний проход, снимая это на телефон. На каждый отрицательный ответ об отсутствии "украинских кураторов" следовал разряд тока. Чтобы прекратить пытки, он был вынужден выдумать несуществующего подельника.

"Как я понял, руководство было не просто в курсе творимого беззакония, но и поощряло его", – говорил на суде Паскарь. Он добавил, что во время пыток в кабинет постоянно заходили неизвестные сотрудники.

Представляющий интересы Паскаря адвокат Феликс Вертегель отметил, что проверку о превышении полномочий с применением насилия Следственный комитет должен был начать сразу после заседания суда. При этом, уточнил собеседник, ему и его подзащитному неизвестны ее результаты.

Распространенная практика

Руководитель краснодарского филиала правозащитной организации "Команда против пыток" Сергей Романов рассказал редакции Кавказ.Реалии, что к ним заявлений о пытках в отделе полиции по улице Октябрьской не поступало, но из публикаций СМИ известно о нескольких таких фактах. При этом в работе у правозащитников находятся четыре дела по заявлениям на пытки в соседнем отделе полиции Прикубанского округа.

Угрозы применения тока или его использование фигурируют в заявлениях на пытки силовиками из Анапы, поселков Гулькевичи и Выселки. Описанные Важдаевым методы схожи с тем, о чем заявляли потерпевшие из этих районов, говорит Романов.

Доказать, что человека пытали током, очень сложно, если не осталось явных следов

"Методы идентификации следов от тока в судебно-медицинской практике несовершенны. Сказать однозначно, что эта метка от воздействия током, можно только после быстрого обращения к комбустиологу (специалисту по ожогам. – Прим. ред.), а в случае с Важдаевым речь идет о нескольких месяцах. Доказать, что человека пытали током, очень сложно, если не осталось явных следов", – подытожил Романов.

Краснодарский край стал первым регионом страны, где "Команда" выпустила аналитический доклад "Арифметика пыток". Проанализировав поступившие за четыре года работы порядка ста заявлений, юристы подсчитали: каждую вторую жертву (44%) на Кубани пытают током – это в два раза чаще, чем в среднем по стране.

Так, в феврале 2022 года 48-летний Евгений Бондарь из Ленинградской области заявил об избиении и пытках электрошокером в отделе полиции Сочи. По словам потерпевшего, силовики требовали от него доступ к биткоин-кошельку и пароль от смартфона. На пытки полицейских до этого пожаловался житель станицы Выселки Артур Чуркин: он рассказал, что его избивали и пытали электрическим током, заставляя признаться в краже инструментов. Эту же пытку применяли к кубанскому фермеру Евгению Скиданову, требуя сознаться в убийстве трудившегося у него разнорабочего. О пытках электрошокером в отделе ФСБ в 2019 году сообщил житель Геленджика Максим Тимошенко, из которого выбивали признание в организации незаконной миграции. Оскорбляя Тимошенко, сотрудники ФСБ кричали: "Ты не понял, куда попал, мы не полиция!", вспоминал он. Помимо пыток током его душили пакетом, били головой о стол.

  • В Краснодаре активист поджег диван, написав перед ним слово "Zло", там же позднее загорелся вход в здание ФСБ. Кроме того, неизвестные подожгли военкоматы в Волгограде, в приграничном ростовском Гукове и в Урюпинске, а в городе Камышине от огня пострадала местная администрация.

Форум

Рекомендуем участникам форума ознакомиться с разъяснением законодательства РФ о "нежелательных организациях". Подробнее: https://www.kavkazr.com/p/9983.html
XS
SM
MD
LG