Ссылки для упрощенного доступа

Проснется ли Кавказ?


Регион, традиционно обеспечивающий высокую явку и процент голосующих за действующие власти в России, может на этот раз запротестовать

Принято думать, что люди на Кавказе во время выборов безоговорочно выражают поддержку власти в Кремле, тем не менее, предстоящие выборы в марте могут принести сюрпризы.

В отличие от предыдущих лет, теперь жители региона открыто ратуют за прямые выборы глав субъектов, жалуются на ухудшающиеся условия жизни и дискриминацию национальных языков. Но самое главное - то, что Москва уже не готова считаться с местными элитами, очевидно, полагая, что и без них все может контролировать. Избиратели на Северном Кавказе могут в этот раз связать свое поражение в политических и культурных правах на фоне снижающегося уровня жизни с одним хорошо известным кандидатом в президенты России, а элиты - самоустраниться от обеспечения высокого результата этого кандидата на выборах.

После того, как Владимир Путин объявил о своем желании баллотироваться на пост президента России в четвертый раз, кавказцы были в авангарде тех, кто выразил свою поддержку действующему президенту страны.

"Уверен, что весь Кавказ поддержит Владимира Путина, потому что непосредственно с его именем связаны стабильность и поступательное развитие нашего региона", - отреагировал на намерение президента первый заместитель руководителя фракции "Единая Россия" Адальби Шхагошев, представляющий в Госдуме Кабардино-Балкарскую республику. При этом Шхагошев утверждал, что делает заявление от имени своей республики и всего Северного Кавказа.

Действительно, в ходе третьих президентских выборов Путина в 2012 году жители Северного Кавказа были впереди всей страны по проценту голосовавших за него. По данным Центризбиркома России, первые четыре строчки в таблице занимали Чечня, Дагестан, Ингушетия и Карачаево-Черкесия, с результатами от 99,8% за Путина в Чечне до 91% за него же в Карачаево-Черкесии. В Кабардино-Балкарии доля поддержавших Путина оказалась скромнее – 78%, в Северной Осетии – 70%, в Адыгее, Краснодарском и Ставропольском краях – по 64%.

Понятно, что данные по выборам в каждом из перечисленных регионов были сфальсифицированы, но это было сделано при молчаливом согласии большинства избирателей и активных подтасовках местными элитами.

Ситуация за последние несколько лет изменилась.

Во-первых, экономическая ситуация в России продолжает ухудшаться, и бедные регионы от этого страдают больше всего.

Во-вторых, к экономическому неравенству примешивается политическое и национальное. Федеральные власти нанесли удар по национальным языкам, фактически отменив обязательность их изучения в школе. Москва не разрешает северокавказским республикам выбирать глав регионов, в то время как в остальных субъектах России людям это позволено.

В-третьих, положение элит на Северном Кавказе теперь гораздо более неустойчивое, чем оно было раньше. Таким образом, их личная заинтересованность в поддержании политической стабильности и выдаче требуемых результатов на выборах тоже снижается.

Шаткость положения местных элит проявляется, в частности, в том, что в сложнейшую республику региона, Дагестан, недавно назначили человека со стороны безо всяких консультаций с местным политическим сообществом. Такой шаг Москвы означает, что главы других республик могут быть сменены еще легче. Причем не застрахован от этого даже самый большой тяжеловес в политическом смысле – Рамзан Кадыров.

В почти часовой передаче на телеканале "Россия 1" в ноябре, Кадыров смиренно заявил: "Прошло время, когда нужны были такие, как я - чтобы воевать, навести порядок. Сейчас пришло время провести изменения и в Чечне".

А на днях появились спекуляции политологов о том, что главу Чечни могут "перекинуть" на ближневосточное направление, назначив его спецпредставителем президента России по Сирии и Ближнему Востоку.

Логика действий Кремля в России укладывалась в канву снижения влияния местных элит и назначение "эффективных менеджеров" со стороны. Нет оснований верить в то, что эта тенденция обойдет Северный Кавказ стороной. Последние события показывают, что в Москве вплотную займутся перетасовкой и "перемалыванием" местных элит в регионе до или вскоре после президентских выборов.

Проблема - в том, что местные элиты ничего не получают взамен за то, что уступают (или скоро должны будут уступить) место в своих маленьких "царствах" федеральным чиновникам. Вернее, размен явно неравнозначен. К примеру, практически неограниченный бюджет в Чечне, неформальное звание "государя" Рамзан Кадыров может сменить на хоть и почетную и наверняка хорошо оплачиваемую, но все же номинальную должность представителя президента. Остальным представителям местных элит может не достаться и почетных должностей со звонкими названиями.

Какого-то восстания республиканских элит на Северном Кавказе ждать не стоит, конечно, но политическая неопределенность может породить фронду в их среде, а значит сюрпризы на предстоящих президентских выборах в регионе все еще возможны. Как ни странно, но кампания непопулярного на Северном Кавказе российского оппозиционера Алексея Навального по бойкоту выборов может прийтись ко двору в регионе.

XS
SM
MD
LG