Абхазский омбудсмен Асида Шакрыл заявила, что пациентов Республиканской специализированной психиатрической больницы лишают медпомощи из-за проблем с финансированием. Минздрав обвинения отрицает. Инициирована прокурорская проверка.
Претензии омбудсмена
Шакрыл на днях заявила: 5 февраля к ней в аппарат поступила информация о том, что врачи Республиканской специализированной психиатрической больницы обратились к родственникам "лиц, страдающих психическими расстройствами, находящихся на стационарном лечении, с просьбой забрать их домой на неопределенное время – в связи с отсутствием финансирования в течение последних трех месяцев".
По словам омбудсмена, это – не первый случай, когда психиатрическая больница остается без финансирования. В 2019 г. государство не финансировало больницу на протяжении пяти месяцев, и пациенты не получали необходимых лекарств.
"Мы ездили туда дважды в октябре. Тогда главврач нам говорил, что их не финансируют в течение пяти месяцев, жаловался, что не могут закупить в требуемом объеме продукты. Я проверила их складские помещения, где должны храниться продукты – там было пусто. Я сфотографировала", – рассказала "Кавказ.Реалии" Шакрыл.
Омбудсмен публично обращается к премьер-министру Абхазии с просьбой провести всестороннюю оценку деятельности Республиканской специализированной психиатрической больницы, включая анализ ресурсов, потребностей учреждения, финансирования и т.д.
Позиция Минздрава
Пресс-служба Минздрава возражает: "Главные сведения, отмеченные в заявлении Шакрыл, не имели места ни в 2019, ни в 2020 году, а именно – перебоев с финансированием Республиканской специализированной психиатрической больницы на сроки, указанные в заявлении омбудсмена, не было".
Ссылаясь на документацию, пресс-служба ведомства указывает, что "за весь 2019 год на медикаментозное обеспечение психиатрической больницы в плановом порядке было затрачено 1 444 932 рубля, на начало 2020 г. перечислено 12 096 рублей, а в первых числах февраля 2020 – уже 105 166 рублей".
"Кроме того, по отчетности планово-финансового управления только в сентябре 2019-го на обеспечение питанием пациентов в данном медучреждении было перечислено 726 434 рублей, в октябре – 361 847 рублей, в декабре – 357 024 рублей, за февраль 2020 года – 450 000 рублей", – уверяют чиновники.
Таким образом, по данным Минздрава, финансовые проблемы коснулись больницы только в январе 2020 г. и были связаны со сменой устава медучреждения, что отразилось на документах бухгалтерского учета.
"В настоящий момент никаких из перечисленных в заявлении омбудсмена проблем в медучреждении нет", – резюмировали в ведомстве, призвав омбудсмена руководствоваться "официальными и компетентными источниками".
Что дальше?
Асида Шакрыл уже обратилась в Генпрокуратуру и Контрольную палату в связи с несвоевременным финансированием психиатрической больницы.
"Я обратилась в Генпрокуратуру, поскольку ответы ведомства не соответствуют нашим запросам. Мы говорим о несвоевременном финансировании! Я получила информацию из Минфина, где указаны суммы, но они не говорят, когда все это перечислили", – обращает внимание омбудсмен.
У Шакрыл, по ее словам, много информации, которой она "готова поделиться с Контрольной палатой и Генпрокуратурой".
В официальном заявлении в уполномоченные структуры она выражает надежду, что результаты проверки "выявят причины финансовых проблем в РСПБ, негативно отразившихся на оказании психиатрической помощи лицам, находящимся на стационарном лечении".
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенной республике Абхазия