Известный в Северной Осетии завод «Электроцинк» начал 2017 год с небывало хорошей новости для населения города Владикавказа. Заголовок сообщения гласил «В 2017 году «Электроцинк» продолжит оздоровление жителей Владикавказа».
«Электроцинк» не упоминает о том, что жители Владикавказа, возможно, не нуждались бы в оздоровлении в такой степени если бы завод прекратил загрязнять город.
К сожалению, вся предыстория завода говорит о том, что он скорее всего продолжит отравлять окружающую среду как Северной Осетии, так и сопредельной Ингушетии и в новом году. Собственно, новостное сообщение и говорит о том, что завод собирается профинансировать оздоровление жителей Владикавказа, живущих в зоне загрязнения предприятия, в заводском санатории «Сосновая Роща». Естественно, «Электроцинк» не упоминает о том, что жители Владикавказа, возможно, не нуждались бы в оздоровлении в такой степени если бы завод прекратил загрязнять город.
Активные общественные протесты против экологически грязного производства на заводе «Электроцинк» периодически вспыхивают в Северной Осетии начиная с 2009 года. Протесты происходят примерно с такой же периодичностью, с которой происходят аварии на заводе, сопровождаемые выбросами серных соединений в атмосферу республики и сопутствующим запахом. Наряду с серной кислотой, предприятие производит ряд цветных металлов, таких как цинк и кадмий, чьи соединения известны своей токсичностью, но, как правило, не ощущаются людьми непосредственно.
Одно из крупнейших предприятий цветной металлургии Российской Федерации расположено вблизи исторического центра столицы Северной Осетии, города Владикавказа. Помимо текущих выбросов завода, на его территории также скопились горы отходов, которые по разным оценкам составляют 3-5 млн. тонн и также представляют собой опасность для экологии региона. В 2003 году, холдинг Уральская Горно-Металлургическая Компания приобрел завод и стал расширять производство, что привело к появлению протестного движения. Часть противников завода выступает за то, чтобы «Электроцинк» был закрыт немедленно. Другие говорят, что компания должна утилизовать отвалы отработанной горной породы, складированные на территории города. Глава Северной Осетии, Вячеслав Битаров тоже высказался за постепенное закрытие грязного производства.
В 2014 году, власти возбудили уголовное дело против одного из активистов движения «Стоп Электроцинк!» Анатолия Колхидова, а местная полиция задерживала участников протестов. В свое время, полномочный представитель президента РФ в СКФО, Сергей Меликов защищал завод от нападок общественности. Тем не менее, многочисленные протесты и позиция нового руководства республики привели к закрытию свинцового производства на заводе осенью 2016 года, хотя перспектива закрытия всего завода все еще остается неясной. Известный активист, выступающий за закрытие «Электроцинка», Ацамаз Хадиков сказал в интервью для «Кавказ.Реалии», что свинцовое производство несло всего лишь десятую часть техногенного загрязнения. Одновременно с закрытием свинцового производства, завод расширил наиболее токсичное кадмиево-цинковые производство примерно на 30%. «Так что ухудшение они преподносят как улучшение» - по словам Хадикова.
Секрет живучести экологически вредного завода возможно заключается в серьезной поддержке со стороны Москвы. «Электроцинк» - это единственное крупное частное производственное предприятие, функционирующее в Северной Осетии, которое не принадлежит местному бизнесу.
Экономическая состоятельность завода в долгосрочном плане неочевидна. Дело в том, что местные источники сырья давно истощились и сырье завозиться из уральских регионов РФ. Бюджет республики получает сравнительно небольшие доходы от функционирования «Электроцинка». Ожидается, что по результатам прошлого года, предприятие заплатит около 150 млн. рублей в местные бюджеты всех уровней, что составит менее 1% бюджета и менее 2% собственных доходов республики. Это ровно в два раза меньше, чем обещалось ранее в начале 2016 года. То есть девелоперские проекты на месте «Электроцинка» скорее всего с лихвой компенсировали бы потери республики от закрытия завода, учитывая стабильно высокие цены на недвижимость во Владикавказе и увеличение темпов ввода нового жилья в 2016 году несмотря на экономический кризис.
Вопреки общественному консенсусу по закрытию «Электроцинка», предприятие продолжает функционировать, расширяет производство и даже задействует довольно агрессивную ПР-компанию. Секрет живучести экологически вредного завода возможно заключается в серьезной поддержке со стороны Москвы. «Электроцинк» - это единственное крупное частное производственное предприятие, функционирующее в Северной Осетии, которое не принадлежит местному бизнесу. Так как Москва за последние десятилетия стремилась увеличить финансовую зависимость северокавказских республик от Москвы, возможно, в Кремле видят такие компании как УГМК, в качестве «якорей», которые удерживают потенциально сепаратистские регионы в составе Российской Федерации.