Ссылки для упрощенного доступа

Кому выгодна тема "аланского наследия"?


Осетины отстаивают право зваться аланами с согласия властей?
Осетины отстаивают право зваться аланами с согласия властей?

Аланский вопрос может разрушить хрупкий мир между осетинами и ингушами

На днях состоится визит членов Совета по правам человека при президенте РФ в Ингушетию и Северную Осетию. Они обсудят последствия осетино-ингушского конфликта и ситуацию с Пригородным районом.

Накануне приезда правозащитников в Северной Осетии разразился скандал вокруг петиции о переименовании Ингушетии в Республику Алания. Разместил петицию некто Алихан Цороев из Санкт-Петербурга. Несмотря на скромное количество подписавшихся (в настоящий момент менее 600 человек), петиция вызвала критическую реакцию в Северной Осетии.

Спустя неделю во Владикавказе прошел митинг против переименования Ингушетии в Аланию. В нем приняли участие около 1000 человек, преимущественно молодежь. Недовольство пришлось сглаживать лично главе республики Вячеславу Битарову. Он выступил на митинге, убедив собравшихся в том, что речи о переименовании Ингушетии нет в принципе, а все попытки говорить о подобном - провокация. Позже он потребовал найти организаторов митинга во Владикавказе.

Незадолго до митинга Битаров высказал предположение, что шум вокруг Ингушетии поднимается с целью сорвать референдум о переименовании Южной Осетии.

Cтепень влияния аланской темы на осетино-ингушский конфликт преувеличена.

Основатель интернационального клуба "Кунаки" Юни Успанов сказал "Кавказ.Реалии", что большинство не восприняло петицию серьезно, иначе она бы собрала больше подписей: "Со стороны ингушей нет провокации – не тот случай. Да, у них есть основание говорить об аланском наследии, но так же, как и у карачаевцев, и у балкарцев".

Успанов считает, что степень влияния аланской темы на осетино-ингушский конфликт преувеличена: "Не нужно забывать, что люди тут мало что решают – всем руководят власти. Только они при желании могут использовать эту тему как повод для разжигания конфликта".

Собеседник не сомневается, что митинг во Владикавказе не был стихийным – он был организован людьми, которые хотели послать Кремлю месседж с требованием усмирить потенциальных оппонентов. «Но вопросами истории должны заниматься историки, а не люди на митингах», - констатирует Успанов.

Председатель координационного Совета неправительственных организаций республики Ингушетия Магомед Муцольгов не сомневается, что сход во Владикавказе был не совсем народным: "Некоторые чиновники в Северной Осетии спекулируют этой темой. Я уверен, что за митингом стоят люди от власти, хотя они и не признаются в этом публично".

Ингушскую сторону в организации провокаций никто не подозревает.

Собеседник же "Кавказ.Реалии" из правительства Северной Осетии утверждает, что за митингом не может стоять руководство республики: "Митинг по любой повестке – это головная боль для субъекта, а митинг по межнациональной повестке – это вообще ЧП. В Москве нас за такое ЧП по голове не погладили бы".

При этом собеседник согласен с тем, что за митингом стоят провокаторы – только цель их исключительно внутриосетинская: "Эти люди хорошо понимают федеральную повестку. Вполне вероятно, что это оппоненты Битарова, которые хотят дестабилизировать обстановку перед выборами в парламент в сентябре этого года".

При этом источник добавил, что ингушскую сторону в организации провокаций никто не подозревает: "У Битарова и Евкурова хорошие, рабочие отношения, они заинтересованы в стабильности".

Правоохранительные органы занимаются поиском организаторов схода, сказал собеседник: "Сейчас снять все риски и не допустить повторения подобных митингов. Осетино-ингушский вопрос – это наиболее восприимчивая болевая точка для жителей нашей республики. И тот, кто решил ее использовать, хорошо это знал".

XS
SM
MD
LG