Жителя Малгобека Исмаила Агиева вызвали в ФСБ в качестве свидетеля, а после - обвинили в пособничестве боевикам.
Рано утром 11 сентября 2017 года в дом Агиевых зашли четверо: двое в военной форме, масках и с автоматами, двое в гражданской одежде. Они представились сотрудниками ФСБ (удостоверений при этом не показали) и сообщили, что Исмаила Агиева уже ждут в отделе УФСБ, чтобы допросить как свидетеля.
В обед Мухажир, отец Исмаила, позвонил сыну и узнал, что его спрашивают о незнакомых ему людях. Через час парень перестал выходить на связь. Тогда Мухажир отправился на поиски: Исмаила не оказалось ни в УФСБ по Малгобеку, ни в УФСБ по Магасу.
Вечером мужчине позвонили из отдела полиции Малгобека и сообщили, что сын у них. Адвоката к нему не пустили, сославшись на "указание начальника".
Увидеть молодого человека удалось лишь на следующий день - в Малгобекском горсуде, куда его привезли из-за административного правонарушения.
Согласно протоколу, вечером 11 сентября полицейские задержали Исмаила после проверки документов во 2-ом микрорайоне Малгобека. Он якобы вел себя неадекватно и не подчинялся их требованиям. Сам парень уверял, что весь день находился в отделении УФСБ и, следовательно, не мог оказаться в том районе.
Судом Исмаила арестовали на 10 суток. Он был признан виновным в нарушении части 1 статьи 19.3 КоАп РФ (неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции). Родственники обратились в правозащитный центр "Мемориал", опасаясь фабрикации уголовного дела.
Спустя неделю уголовное дело действительно возбудили. Агиева-младшего заподозрили в пособничестве боевикам. Его арестовали на два месяца.
Защита указывает на нарушение УПК РФ: молодого человека не уведомили о его статусе подозреваемого, вовремя не вручили копию постановления о возбуждении дела, не сообщили о проведении следственных действий.
18 сентября, не пригласив адвоката, следствие провело очную ставку Агиева с неким Яндиевым, на показаниях которого строится обвинение.
Речь, возможно, идет о Магомеде Яндиеве, которого обвиняют в пособничестве боевикам.
"Я не знаю, были ли знакомы Яндиев и Агиев, но они оба знали бывшего одноклассника Исмаила, которого убили в спецоперации", - рассказывает руководитель ингушского отделения 'Мемориала' Тимур Акиев. - Как говорит защита, Яндиев только показал, что Агиев разговаривал с этим парнем, но о чем они беседовали и встречались ли впоследствии, он не знает".
Факт встречи не отрицает и сам Агиев, но подчеркивает, что в тот период его одноклассник ни от кого не скрывался и свободно передвигался по городу.
"Мы не знаем, чем располагает следствие. Возможно, эти два месяца они будут искать дополнительную доказательную базу. Адвокат Агиева утверждает, что тот ни в чем не виноват и даже согласен пройти проверку на полиграфе", - добавляет правозащитник.