Европейский суд по правам человека отказал России в пересмотре решения по делу о теракте в Беслане в 2004 году и нападению на правозащитника Олега Орлова в 2007 году. При этом суд согласился пересмотреть отказ на жалобу Зары Муртазалиевой, которая отбыла в колонии 8,5 лет по обвинению в подготовке теракта в Москве.
"Решение ЕСПЧ по бесланскому делу сегодня стало окончательным. Решение по делу о похищении Олега Орлова тоже. Запросы Правительства России о передаче дел в Большую Палату отклонены. Зато передано в Большую палату дело Зары Муртазалиевой (по запросу заявительницы), так что встретимся в суде!", - написал на своей странице в Facebook юрист правозащитного центра "Мемориал" Кирилл Коротеев.
В апреле Европейский суд по правам человека присудил пострадавшим в 2004 году от теракта в бесланской школе, в результате которого погибли 334 человека, компенсацию в размере 2,9 миллионов евро. Истцами выступили 409 человек.
Суд признал, что Россия нарушила в отношении жертв атаки и их родных право на жизнь, а в дальнейшем – и право на эффективные средства правовой защиты. Уполномоченный РФ при Европейском суде по правам человека обжаловал постановление, но во вторник, 19 сентября, ЕСПЧ подтвердил вынесенный ранее вердикт.
"Сотни судов, тысячи заявлений, ходатайств и долгие годы жизни под давлением - цена такого решения. Это решение стоило десяти лет жизни", - заявил руководитель общественного комитета "Голос Беслана" Элла Кесаева.
Минюст России уже заявил, что решение ЕСПЧ будет исполнено, отметив при этом, что такой вердикт "открывает возможности для недобросовестных лиц, предлагающих свои услуги пострадавшим от террористических актов в странах Европы".
Вчера же стало известно, что Европейский суд оставил в силе и решение по делу о похищении бывшего тогда председателем Совета правозащитного центра "Мемориал" Олега Орлова и журналистов канала "РЕН-ТВ" Артема Высоцкого, Станислава Горячих и Карена Сахинова. В ноябре 2007 года вооруженные люди в камуфляжной форме выкрали их из гостиницы "Асса" в Назрани, вывезли за город и сильно избили. Кроме того, у них похитили всю аппаратуру.
ЕСПЧ признал, что российские власти несут ответственность за произошедшее, кроме того, они не провели эффективного расследования преступления. Европейский суд присудил пострадавшим 84 тысячи евро.
"Это было ожидаемое решение, мы понимали, что так и будет. Эти дела вообще было нелепо обжаловать в Большую палату. Решение ЕСПЧ по ним не носит какой-то принципиально-правовой, особенный характер, это вполне очевидные дела. В моем случае людей похитили и очевидно, что это сделали представители власти, также очевидно, что это не расследовалось", - сказал Орлов "Кавказ.Реалии".
В решении по Беслану тоже были приведены бесспорные доказательства вины России, настолько убедительные и прозрачные, что нелепо было обжаловать, считает правозащитник.
"Но Российская Федерация раз за разом совершает такие нелепости, по всей видимости, это такая чиновничья рутина, нужно обжаловать, иначе власть будет недовольна", - добавил он.
Заявление Минюста о том, что такой вердикт негативно скажется на борьбе с терроризмом, правозащитник назвал просто глупостью. Эти решения ЕСПЧ связаны с нарушениями прав человека со стороны российских силовиков в ходе борьбы с терроризмом, но никакой грозы они представлять не могут, уверен Орлов.
"Европейский суд просто зафиксировал очевидные вещи и дал им правовую оценку. Оспаривать их – это как в пословице пенять на зеркало, коль рожа крива. Вы лучше хоть чуть-чуть пытайтесь соблюдать собственные законы, вот тогда и не будет таких решений", - заключил собеседник "Кавказ.Реалии".
Что касается дела Зары Муртазалиевой, то в мае ЕСПЧ отказал в удовлетворении ее жалобы, не найдя нарушений в ее деле. Теперь отказ пересмотрят.
Муртазалиева была задержана в Москве в 2004 году, в ее сумке якобы нашли 200 грамм взрывчатки. Двадцатиоднолетнюю девушку обвинили в подготовке к теракту и осудили на 9 лет, позже срок снизили на полгода.
Муртазалиева отрицала свою вину, заявляя, что дело против нее сфабриковано и взрывчатку ей подбросили сотрудники милиции после задержания. Она была признана политзаключенной рядом правозащитных организаций.
На свободу Муртазалиева вышла в 2012 года, после чего уехала во Францию.