Жители сразу нескольких северокавказских республик приняли участие в митингах в поддержку мусульман Мьянмы.
Среди черкесов нет однозначной позиции относительно прошедших протестных выступлений. Если одни эти акции всецело поддерживают, то другие выступают категорически против. Собеседники "Кавказ.Реалии" указывают на фактическое молчание кавказцев по сирийскому вопросу.
Вброс, чтобы отвлечь внимание
Координатор "Черкесского союза" в Кабардино-Балкарии Руслан Кеш обращает внимание на то, что недавнее обострение конфликта в Мьянме "вызвано нападением мусульманских террористов на 30 полицейских и военных объектов Мьянмы". "После этого была начата абсолютно предсказуемая контртеррористическая операция", - полагает он.
По его словам, мусульманские соседи Мьянмы в курсе ситуации. Опасаясь внутриполитических осложнений и всплеска террористической активности, они неохотно принимают беженцев.
"Однако ситуацией воспользовались мусульманские пропагандисты, которые стали распространять фейковые фотографии, - продолжает эксперт. - Поддельную фотографию разместил у себя даже премьер Турции, призвав остановить 'геноцид мусульман'. Потом сработал эффект толпы. А глава Чечни Рамзан Кадыров забыл, что таких же радикальных исламистов, которые действуют в Мьянме, сам он называет шайтанами".
Кеш считает, что Кадыров "подливал масло в пропагандистский костер вместо того, чтобы попытаться разобраться в ситуации".
Председатель майкопского отделения "Адыгэ Хасэ" Заурбий Чундышко убийством мирных жителей Мьянмы возмущен, поскольку "никто не вправе распоряжаться жизнью других людей, у которых другая вера".
При этом он посетовал на то, что по сирийскому вопросу у мирового сообщества позиция не так однозначна, хотя "там тоже идет уничтожение мирного населения".
Общественника Шамсудина Негуча удивляет, почему шумиха вокруг Мьянмы началась только сейчас, хотя конфликт там длится уже несколько лет.
"Во всем мире ежедневно убивают людей. И это не зависит от их религиозной принадлежности, - рассуждает он. - Если где и погибло много мусульман, так это в Ираке, Ливии, Сирии, Ливане, Египте и Йемене. Но почему-то говорят только о Мьянме".
Негуч категорически против митингов по мьянманскому вопросу, поскольку от этого ничего не изменится, и "мы у себя дома не можем ничего предпринять по тем проблемам, которые касаются непосредственно нас".
"И в Чечне, и в Ингушетии, и в Дагестане, и в Кабардино-Балкарии убивают. По-моему, это вброс, чтобы отвлечь внимание", - полагает собеседник "Кавказ.Реалии".
"Нам никто не помогал"
По мнению черкесского активиста Аднана Хуаде, из-за неорганизованности и слабости мусульман мировой империализм их использует.
Он тоже говорит о 300 тысяч погибших в Сирии, о миллионах, которые покинули свои дома.
"Прошедшие митинги в Чечне, Дагестане – это манипуляция", - настаивает он.
Он обращается к черкесам, участвовавшим в прошедших акциях по Мьянме: "Вы и слова не сказали в защиту представителей нашего народа в Сирии, так что же случилось сейчас?".
Активист Мартин Кочесоко напоминает об остающихся в Сирии 200 тысячах черкесов. "Им закрыта возможность вернутся на свою родину - на Кавказ! Несмотря на то, что черкесы тоже мусульмане, со стороны исламского мира мы не видели никакой поддержки".
Черкесы имеют свойство сильно распыляться не на свои проблемы, считает общественница из Кабардино-Балкарии Аида Герг.
"Когда митинг касается наших проблем, приходит максимум три тысячи человек, - говорит она. – К тому же проблема Мьянмы не так прозрачна, как многим кажется. Конечно, это не оправдание жестокости".
"Если завтра с нами, не дай бог, случится что-то, на помощь никто не придёт", – не сомневается Герг.
"Происходит полный беспредел"
Одобрительно о прошедших митингах высказался председатель молодежного отделения "Адыгэ Хасэ" в Карачаево-Черкесии Тимур Жужуев, поскольку там "происходит полный беспредел".
"Нельзя закрывать глаза на беды людей вне зависимости от их религиозной принадлежности, - считает он. - По ситуации в Сирии тоже были акции, в рамках которых мы просили спасти черкесов".
Главу организации "Очаг" Аскера Бора происходящее в Мьянме поражает своей жестокостью и циничностью, однако, "помимо Бирмы, подобные зверства есть в Африке, Америке и Сирии".
"Но почему-то мировое сообщество выборочно относится к таким проблемам. Гибнут не только мусульмане, но и христиане, и буддисты, и атеисты, - напоминает он. - Мы не должны забывать, что мы в первую очередь просто люди! Вне зависимости от конфессии и национальности".
Зампредседателя "Адыгэ Хасэ" в Краснодарском крае Аскера Сохта удивляет реакция чеченцев и дагестанцев на события в Мьянме.
В Сирии, напоминает он, было чеченское село Рас-эль-Айн (насчитывало до 2000 чеченцев), также там есть деревня Дерфуль (там проживают в основном дагестанцы).
"Но за годы чудовищной войны в Сирии мы не услышали ни от дагестанских, ни от чеченских чиновников и общественников заявлений, выражающих обеспокоенность за судьбу этих людей", - отмечает эксперт.
"Полное забвение своих соплеменников и невероятная активность по ситуации Мьянме", - резюмирует Сохт.
"Вы говорите Мьянма... А кто-нибудь знает, как уничтожают мусульман в Таиланде? Из пулемётов толпы кладут. Порой и прямо в мечетях. Почему по геноциду адыгов не митингуют?" - отмахивается житель Кабардино-Балкарии Анзор Кашеж.