Ссылки для упрощенного доступа

Время играет на пользу Путину. Запад должен изменить подход к войне


Главы России и Китая Владимир Путин и Си Цзиньпин
Главы России и Китая Владимир Путин и Си Цзиньпин

Россия не собирается садиться за стол переговоров, потому что убеждена, что побеждает в войне. Принудить Путина к переговорам невозможно, он сам должен захотеть это сделать. Такой вывод сделали западные эксперты, военные и дипломаты, участники дискуссии в американском фонде Джеймстауна. Эксперты обсудили перспективы победы Украины, возможности Украины и России на поле боя и слабые стороны Запада в подходе к войне. Главные тезисы обсуждения передает Украинская служба "Голоса Америки".

Американский генерал в отставке, бывший Верховный командующий Объединенными вооруженными силами НАТО Филип Бридлав считает, что проблемой на сегодняшний день является не посадить Россию за стол переговоров. Намного сложнее, считает он, убедить Запад публично определить рамки для обеспечения мира между Украиной и Россией.

Запад должен изменить политику

"Я не думаю, что Россию можно заставить сесть за стол переговоров. Но я бы ожидал, что Россия сама захочет сесть за стол и предложить свое понимание, как должен выглядеть мир. И это, я думаю, будет, по меньшей мере, как удержать все земли, которые они сейчас контролируют, возможно, они даже запросят остальные части четырех областей на востоке [Украины]. Думаю, они сядут за стол переговоров, потому что захотят почувствовать, что у них есть преимущество, и попытаются навязать это Украине. Но очень важно, чтобы Запад четко публично объявил, что мы поддерживаем Украину, чтобы Россия знала, что возможность оставаться в этих частях Украины не является предметом переговоров с Западом. Я думаю, что убедить Запад и решить эту проблему труднее, чем вынудить Россию сесть за стол переговоров", – сказал американский генерал в отставке Бридлав.

Бывший высокопоставленный чиновник НАТО отмечает, что оккупационные намерения Путина значительно шире, чем Украина.

"Украина сейчас является эпицентром борьбы, но намерение господина Путина гораздо больше, чем Украина, но мы должны остановить это в Украине", – подчеркнул он.

Владимир Зеленский отвечает на вопросы журналистов в Брюсселе. 17 октября 2024 года
Владимир Зеленский отвечает на вопросы журналистов в Брюсселе. 17 октября 2024 года

Российское общество не готово к переговорам о мире – Гаврилов

Украинский генерал-майор запаса, директор фонда "Ветеранская десятка" Владимир Гаврилов не верит, что Россия сможет согласиться на переговоры. Мол, переговоры вряд ли положительно воспримет российское общество.

"Я скептически отношусь к готовности россиян участвовать в равноправном разговоре по этому плану, потому что этот план является катастрофой для России, политическим антуражем. Это значит, что они должны признать, что общая идея этой "специальной военной операции" (так в России называет свое полномасштабное вторжение в Украину, начавшееся 24 февраля 2022 года. – КР), общая идея их попытки что-то изменить в Украине была провальной, что это была плохая идея, и им будет непросто продать это людям в России. Проблема в том, как продать российскому народу любое решение ситуации в Украине как выигрышное дело. И поэтому, конечно, они (Кремль) должны показать, что Россия захватила какие-то территории в рамках этого соглашения. Как минимум Крым, возможно, что-то другое. Они должны представить своим людям, что все их потери, все плохие новости для России в последние восемь лет – что это не пустая трата времени и ресурсов, которые у них есть, а какое-то достижение", – анализирует бывший замминистра обороны Украины.

Тот факт, что Россия публично требует дополнительных территорий в Украине, говорит о том, что они не рассматривают уход с территории Украины, считает он.

Но, по мнению Гаврилова, время – на украинской стороне. Украина, уверен он, должна продолжать воевать, а ее партнеры – демонстрировать решительность в помощи. Гаврилов говорит, что Россия не сможет долго продержать темп этой войны, потому что у нее заканчиваются ресурсы.

"Конечно, невозможно предположить, что будет в следующем году или через год, но если вы приложите максимум усилий, сконцентрируете усилия, если вы мотивированы и ваши люди готовы бороться, если у вас есть поддержка постоянная, очень открытая, публичная поддержка партнеров, неизбежно, рано или поздно это даст результаты. И потому мы должны сосредоточиться на этом", – рассуждает генерал Владимир Гаврилов, директор фонда "Ветеранская десятка", бывший замминистра обороны Украины.

Первый ряд слева: президент Украины Владимир Зеленский, президент Европейского Совета Шарль Мишель, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. Второй ряд слева: премьер-министр Латвии Эвика Силина и премьер-министр Италии Джорджия Мелони. Саммит ЕС в Брюсселе. 17 октября 2024 года
Первый ряд слева: президент Украины Владимир Зеленский, президент Европейского Совета Шарль Мишель, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. Второй ряд слева: премьер-министр Латвии Эвика Силина и премьер-министр Италии Джорджия Мелони. Саммит ЕС в Брюсселе. 17 октября 2024 года

"Запад должен четко определить и объявить стратегию завершения войны" – Бондарев

Ему оппонирует бывший российский дипломат, экс-представитель России в Женеве Борис Бондарев, в 2022 году осудивший российское вторжение в Украину и получивший политическую защиту и право на жительство в Швейцарии.

Он не согласен с генералом Гавриловым, что время на стороне Украины: "Россия не одна. Россия строит эти новые оси с Китаем, Северной Кореей, Ираном и некоторыми другими силами, которые становятся смелее из-за нерешительности западных стран".

Бондарев убежден, что время, наоборот, на российской стороне и у Путина сейчас нет мотивации заканчивать войну.

"Это игра в пользу Путина. …Путин не может выиграть эту войну, но ему могут позволить выиграть эту войну, если Запад ослабит помощь Украине. Если это произойдет, то главными проигравшими будет не только Украина, но и в целом Запад, западное сообщество. И тогда мы можем ожидать много других враждебных шагов: как Китай движется против Тайваня, Северная Корея движется против Южной Кореи, все они имеют прикрытие ядерным оружием, потому что все будут понимать, если у вас есть ядерное оружие, США при всем политическом, экономическом и военное могуществе беспомощны, они ничего не смогут с этим поделать, так что вы свободны делать все что хотите. Это будущее, на которое мы сейчас смотрим, – анализирует Борис Бондарев.

Бондарев также убежден, что Россию невозможно принудить к переговорам. С Путиным, говорит, это не работает.

"Никакие призывы к миру, никакие инициативы переговоров не могут заставить никого добровольно идти на эти переговоры, особенно господина Путина. Так не работает. Переговоры с Путиным состоятся только тогда, когда обе стороны не будут видеть альтернативу для достижения своих целей. Сегодня президент Путин видит, что он может достичь любых целей силой, которую он себе представляет. Он может каждый день убеждать себя в том, что российские войска хотя и медленно, с большими потерями, но продвигаются в Украине. В то время как поддержка Украины Западом заметно становится менее убедительной. Поэтому он [Путин] чувствует себя достаточно безопасно", – анализирует ситуацию в Кремле российский дипломат в отставке.

Бондарев уверен, что сейчас Путину невыгодно начинать переговоры о мире.

"Единственные переговоры, на которые он согласится, – это просто диктовать свои условия, свою волю, чтобы его условия однозначно принялись. И мы знаем эти его условия: демилитаризация Украины, ее разоружение, денацификация, то есть изменение политического режима в Украине, поэтому Украина должна попасть в полную зависимость от России, а возможно и полностью войти в состав России", – говорит о взглядах Путина Борис Бондарев.

Политику США и других стран Запада по войне в Украине он называет нерешительной. Запад должен четко определить и объявить четкую стратегию завершения войны, добавляет он.

Марк Рютте и Владимир Зеленский. Харьков, 1 марта 2024 года
Марк Рютте и Владимир Зеленский. Харьков, 1 марта 2024 года

Российские элиты верят в победу России в этой войне

Анализируя настроения внутри России, Бондарев убежден, что российское общество и окружение Путина не готовы принять мир, напротив, они убеждены, что движутся к победе.

"В отличие от распространенных представлений, что россияне очень коллективны, сегодня все по-другому. Каждый россиянин думает прежде всего о себе, о своей семье, и все, что он хочет от власти, – чтобы оставили его в покое. Поэтому большинство российского общества очень аполитично, очень безразлично, пытается дистанцироваться от происходящего. В обществе это проявляется так: "Если правительство хочет войны, хорошо, они могут иметь войну, но это не должно быть нашей проблемой". Это не очень морально, но это то, что мы видим: рядовой россиянин не чувствует боли, причиненной войной, ему вполне хорошо, он вполне доволен тем, что имеет. И большинство населения не пострадало непосредственно от войны – или, по крайней мере, они не видят этой логической связи между войной и ухудшением экономики", – описывает настроения в России Бондарев.

Бывший дипломат признает, что окружение Путина не удовлетворено войной, санкциями и экономическими трудностями, но российские элиты, как и сам Путин, верят в победу России в этой войне, считает Бондарев.

"Об окружении Путина? Нет секрета, что они не очень довольны самой войной. Думаю, это их всех застигло врасплох, когда Путин решил ворваться в Украину. Но все же Путину удается убеждать всю свою элиту, что эта война будет победной, что Украина будет в конце концов будет завоевана или покорена, и что Запад, являющийся важнейшей частью этого, что Запад должен будет признать эту новую реальность. … что Путин и его новая "российская империя" должны иметь свою исключительную сферу влияния, куда ни один другой блок или великое государство не имеют права вмешиваться", – анализирует он.

Бондарев обращает внимание, что сегодня многие из окружения Путина могут свободно передвигаться и продолжать бизнес в Европе и США:

"Его элита, возможно, не очень рада войне. Они многое потеряли. Они под санкциями, большинство, но не все. Сегодня многие люди из бенефициаров Путина, бенефициаров его режима могут свободно ездить в Европу, даже в Соединенные Штаты, и иметь там активы. Но он все равно говорит им: потерпите. Еще несколько месяцев, может быть, год. Запад уже терпит крах. Запад уже слабеет. Мы видим это. Увидим, что после выборов будет в США".

Президент РФ Владимир Путин во время пленарного заседания на XXI съезде партии "Единая Россия". Москва, 17 декабря 2023 года
Президент РФ Владимир Путин во время пленарного заседания на XXI съезде партии "Единая Россия". Москва, 17 декабря 2023 года

Бондарев упоминает документ о гарантиях безопасности, который обсуждали США и Россия в 2021 и 2022 годах. В частности, говорилось, что страны НАТО не должны вмешиваться во внутренние дела России, то есть в дела стран под сферой влияния России. По словам Бондарева, Путин верит, что протесты в России могут произойти, только если это будет организовано западными силами, и "протест – это наибольший страх Путина".

Чтобы изменить ситуацию, Запад должен делать гораздо больше для Украины, чем то, что он сейчас делает, считает российский диссидент.

В целом эксперты сошлись во мнении, что нынешняя помощь и риторика Запада недостаточны, чтобы остановить войну и сохранить Украину.

XS
SM
MD
LG