В дагестанском селе Агвали противостояние местных жителей и республиканского муфтията завершилось назначением в сельскую мечеть нового имама. Конфликт в Цумадинском районе стал очередной попыткой республиканского духовного управления мусульман расширить сферу влияния, считают опрошенные Кавказ.Реалии эксперты.
Драка и приезд силовиков
16 августа в селе Агвали Цумадинского района Дагестана произошла драка между назначенным ранее муфтиятом имамом Рамазаном Исаевым и местным жителем Шуайбом Алиевым. Последний, по словам Исаева, оставил оскорбительный комментарий под его роликом в инстаграме.
Алиев написал, что Исаев пришел имамом в Агвали "принудительным путем". По словам Исаева, Алиев "является авторитетом для большого количества людей", так как обладает религиозными знаниями и преподает в исламском университете имени Ашари в Хасавюрте. Этот комментарий, по мнению Исаева, дал людям, которые хотели его сместить с должности, повод это сделать.
Исаева изначально не поддерживали жители района, рассказывал Кавказ.Реалии заместитель главы Цумадинского района Халилула Магомедов.
"Есть конечно, единицы, которые его поддерживают, но в основном люди настроены против него, потому что он ведёт себя неадекватно. Если бы его действительно поддерживали, разве было бы такое волнение?" – сказал чиновник.
На следующий день после драки джамаат (объединение мусульман. – Прим. ред.) села выбрал нового имама – Магомедсайгида Кадимагомедова, но его не признал республиканский муфтият.
Несколько дней ситуация оставалась неопределенной. В район стали приезжать как сторонники муфтията, так и поддерживающие джамаат. В Агвали были отправлены силовики, полиция не пропускала людей за пост на въезде в муниципалитет, чтобы не допустить эскалации конфликта.
Мы много всего повидали за это время
В итоге муфтият предложил свою кандидатуру – имама мечети одного из сел Цумадинского района Гамзата Саидова. Однако с этим не согласился джамаат Агвали. Конфликт разрешился ночью 20 августа: имамом стал Юсуп Гаджиев, который уже был имамом в соседнем селе Гаквари.
Член совета мечети Агвали Абдурахим Маштихи рассказал, что волнения в районе начались примерно полтора года назад, когда муфтият стал менять имамов.
"У нас был имам Саидгусейн Пирмагомедов. Они сняли Саидгусейна и поставили другого. Имама района тоже поменяли. Мы много всего повидали за это время", – рассказал Маштихи. По его словам, Цумадинский район считается "очень религиозным", поэтому муфтият пытается закрепить влияние на этой территории.
Назначают или выбирают?
Одну из главных религиозных групп в Цумадинском районе составляют ашариты (от названия института имени Ашари в Хасавюрте. – Прим. ред.). Преподаватели и студенты этого заведения преимущественно цумадинцы. Муфтият препятствует усилению влияния этой группы, полагает эксперт по исламскому праву Зияутдин Увайсов.
"Духовное управление считает, что имам должен назначаться муфтиятом. В других местах, где преимущественно не сторонники духовного управления, уверены, что имама должен выбирать джамаат мечети. Где-то муфтият смог навязать своего имама против мнения большинства прихожан, а где-то не смог", – отмечает Увайсов.
Ситуацию в Агвали собеседник называет попыткой муфтията "расширить территорию влияния". Цумадинский район, по его словам, был муфтияту неподконтролен.
В декабре муфтият смог продвинуть своего имама Рамазана Исаева путем давления на людей
"В декабре муфтият смог продвинуть своего имама Рамазана Исаева путем давления на людей, и там был конфликт, но в острую фазу он не перешел. В результате туда не был назначен представитель муфтията, и это его ослабляет", – сказал Увайсов.
23 августа муфтият объявил и о смене председателя Совета имамов Цумадинского района. На этот пост был назначен Мухамад Исрапилов. О причинах изменений муфтият не сообщает.
По словам Увайсова, сейчас в Цумадинском районе де-факто есть два районных имама. Один – по версии муфтията, Исрапилов, а второй – Зайналабид Магомедов, которого избрали и поддерживают почти все местные религиозные лидеры.
Вопрос влияния
Конфликты, подобные тому, что произошел в Агвали, случаются в Дагестане регулярно. Например, летом 2020 года в Кизляре желание муфтията назначить заместителем имама в местную мечеть своего кандидата вызвало протест прихожан.
Такого рода противостояния периодически происходят у всех духовных управлений мусульман в России, замечает исламовед, старший научный сотрудник МГИМО Ахмет Ярлыкапов.
"Постоянно возникают споры, кто будет возглавлять ту или иную общину. Каждая организация хочет иметь максимальное влияние", – сказал Ярлыкапов.
В Дагестане, по словам эксперта, из-за того, что нет альтернативного муфтията, конфликты происходят непосредственно между духовным управлением и общинами.
Постоянно возникают споры, кто будет возглавлять ту или иную общину
"Конфликты, связанные с муфтиятом, в Дагестане выражаются по-другому. Они происходят, потому что в республике, по оценкам экспертов, значительная часть общин не подчиняется духовному управлению. Это то же самое, что в Центральной России, но там конкурируют муфтияты, поэтому общины имеют возможность выбирать муфтият. В Дагестане [у муфтията] цели те же самые – максимально расширить свое влияние. В такой ситуации возникают конфликты. Самое главное, чтобы они разрешались в переговорах, мирным путем", – сказал Ярлыкапов.
Муфтият Дагестана не комментировал ситуацию в Цумадинском районе. Только после того, как конфликт разрешился, в телеграм-канале религиозной организации появился пост с разъяснениями правил назначения имамов. Ситуация в Агвали в нем не упоминалась. В сообщении указывалось, что только муфтият может назначать имамов.