Как сказители Гомер и Гесиод в Древней Греции, так и ашуги у народов Закавказья – это носители поэтической и музыкальной традиции, в которой находят себе место память об исторических событиях, морально-этические представления, беспокойства о настоящем и будущем народа.
Сегодня ашуги Южного Дагестана, Армении и Азербайджана (а также Ирана в период до исламской революции) выступают на свадьбах, торжествах и даже участвуют в специальных фестивалях. Каждый ашуг пишет свои собственные тексты, хотя порой Шемшир исполняет песни своего отца Ширина, одного из самых известных ашугов СССР, выступавшего с гастролями по всему миру.
Искусство лезгинских ашугов уходит корнями глубоко в доисламские народные традиции. Главный эпический герой лезгин – пахливан Шарвили, то есть силач, богатырь, обладающий нечеловеческой ловкостью и физической силой. Последние два десятилетия в конце июня в селе Ахты отмечается праздник в честь Шарвили, в котором принимают участие и ашуги. Более традиционные для лезгин праздники колеса года до сих пор отмечающиеся с размахом: Яран Сувар, приходящийся на весеннее равноденствие, и Цуьквер Сувар, знаменующий начало сезона сбора съедобных трав и цветов.
Шемшир обычно аккомпанирует себе на декорированном перламутром чунгуре (другое распространенное название – саз) – традиционном инструменте для Закавказья. Характерное для этого региона звучание складывается из обильного использования мелизмов, ритмических смещений, присутствия остинанты – мелодия льется чаще всего поверх одного и того же басового тона. Если говорить о жанрах исполняемой Шемширом музыки, конечно, у него в репертуаре есть лезгинка, но также в нем можно найти большое количество мугамов (лезг. макьам). Чаще всего это длительное циклическое произведение, включающее в себя фрагменты импровизации. Его история берет начало в придворной культуре средневековой Персии, а период расцвета приходится на момент развития городской культуры Закавказья в XIX веке.
Передача традиции следующему поколению происходит в семье Шемшира и сейчас, хотя именно ашугом может стать далеко не каждый исполнитель народной музыки. От ашуга ожидается не только развлечение, но и резонерство, он – своеобразная совесть нации, при необходимости противостоящая от лица народа деспотичному правителю или богатому влиятельному хакиму. Вокальная и инструментальная техника передается чаще всего в семье путем подражания и аккомпанирования. О многих приемах исполнения, о написании текстов и музыки Шемшир говорит как о даре.
Сегодня ашуги Южного Дагестана, Армении и Азербайджана (а также Ирана в период до исламской революции) выступают на свадьбах, торжествах и даже участвуют в специальных фестивалях. Каждый ашуг пишет свои собственные тексты, хотя порой Шемшир исполняет песни своего отца Ширина, одного из самых известных ашугов СССР, выступавшего с гастролями по всему миру.
Искусство лезгинских ашугов уходит корнями глубоко в доисламские народные традиции. Главный эпический герой лезгин – пахливан Шарвили, то есть силач, богатырь, обладающий нечеловеческой ловкостью и физической силой. Последние два десятилетия в конце июня в селе Ахты отмечается праздник в честь Шарвили, в котором принимают участие и ашуги. Более традиционные для лезгин праздники колеса года до сих пор отмечающиеся с размахом: Яран Сувар, приходящийся на весеннее равноденствие, и Цуьквер Сувар, знаменующий начало сезона сбора съедобных трав и цветов.
Шемшир обычно аккомпанирует себе на декорированном перламутром чунгуре (другое распространенное название – саз) – традиционном инструменте для Закавказья. Характерное для этого региона звучание складывается из обильного использования мелизмов, ритмических смещений, присутствия остинанты – мелодия льется чаще всего поверх одного и того же басового тона. Если говорить о жанрах исполняемой Шемширом музыки, конечно, у него в репертуаре есть лезгинка, но также в нем можно найти большое количество мугамов (лезг. макьам). Чаще всего это длительное циклическое произведение, включающее в себя фрагменты импровизации. Его история берет начало в придворной культуре средневековой Персии, а период расцвета приходится на момент развития городской культуры Закавказья в XIX веке.
Передача традиции следующему поколению происходит в семье Шемшира и сейчас, хотя именно ашугом может стать далеко не каждый исполнитель народной музыки. От ашуга ожидается не только развлечение, но и резонерство, он – своеобразная совесть нации, при необходимости противостоящая от лица народа деспотичному правителю или богатому влиятельному хакиму. Вокальная и инструментальная техника передается чаще всего в семье путем подражания и аккомпанирования. О многих приемах исполнения, о написании текстов и музыки Шемшир говорит как о даре.