Можно ли доверять властям свою личную информацию, которую собирают посредством новых телефонных приложений с целью следить за распространением коронавируса?
Наряду с тестированием на наличие коронавируса, важно выслеживать, с кем общались зараженные. Это необходимо, чтобы подавить новые вспышки COVID-19 на фоне того, как страны ослабляют режим карантина.
Выслеживание контактов уже десятки лет является неотъемлимой частью борьбы с болезнями, передаваемыми от человека к человеку, включая корь, ВИЧ и Эболу.
Для искоренения в конце 1970-х оспы, когда-то одной из самых страшных болезней, потребовалось тщательно выяснять цепи общения заболевших. Нужно было определить всех зараженных и изолировать их, а затем сделать жителям их населенных пунктов прививку от оспы.
Однако скорость распространения коронавируса слишком велика, поэтому традиционные способы выявить контакты неэффективны. Недостаточно просто "вручную" опрашивать пациентов о том, с кем они виделись и где были.
Десятки тысяч человек решено задействовать в 44 американских штатах для того, чтобы создать нечто вроде телефонной армии. В ее задачи входит выявление потенциальных зараженных.
Между тем эксперты в области здравоохранения предостерегают, что даже такого количества недостаточно.
Чтобы дополнить традиционные методы, многие государства стремятся автоматизировать процесс выслеживания контактов, в частности, при помощи мобильных приложений, определения маршрутов заболевшего. Таким образом они хотят выявить и предупредить тех, с кем он общался.
В результате возникло множество новых, зачастую даже не протестированных приложений по выслеживанию. Все они направлены на то, чтобы усилить возможности обнаружения больных COVID-19.
Во многих странах люди сами могут выбрать, будут за ними следить или нет. Если да, то они самостоятельно скачивают на свой телефон то или иное приложение.
Однако для наилучшей эффективности этих приложений необходимо доверие пользователей. Они должны быть уверены, что ни государство, ни провайдеры не станут использовать их личную информацию в плохих целях.
Критики указывают на то, что многие из новых приложений по выслеживанию работают с недостаточной прозрачностью. Кроме того, в них отсутствуют ограничения по сбору, хранению и использованию информации.
Некоторые из таких приложений практически вездесущие, что поднимает проблемы права на неприкосновенность частной жизни, личной безопасности и чрезмерности полномочий государства.
Как предостерегает Human Rights Watch, "в руках государств, которые уже располагают вездесущими техниками наблюдения, таких, как Китай и Россия, это может усилить дискриминацию и репрессии".
В мировом масштабе отсутствие единых принципов работы новых автоматизированных приложений по выслеживанию также создает проблемы ученым, которые пытаются собирать разбросанные по странам разносортные данные, существующие в разных форматах.
В Массачусетском технологическом институте запустили информационную базу для фиксации появления новых приложений такого типа. Эта база включает данные о 25 наиболее значимых автоматизированных системах по выслеживанию контактов по всему миру.
Согласно обзору Массачусетского технологического института, самыми вездесущими являются те программы, которые используют для выслеживания данных о местоположении из мобильных телефонов.
Правозащитники предупреждают, что эти программы предоставляют властям доступ к местам хранения личной информации, которая может быть использована совсем не только в целях борьбы с пандемией.
Так, мобильные программы по выслеживанию местоположения, которые задействуют правительства, "представляют серьезный риск правам человека", считает исследователь Human Rights Watch в области прав в электронной сфере Дебора Браун.
"От людей просят пожертвовать неприкосновенностью своей частной жизни и предоставить личную информацию непроверенным технологиям, - говорит Браун. - Хотя сдержать пандемию и вновь открыть общество важно, это все же можно сделать без вездесущей слежки".
Это особенно касается Китая, Ирана и России.
В Китае систему выслеживания использует местная полиция с целью определить тех, кто нарушает карантин. Полиция собирает разные типы информации, включая личность граждан, их местоположение и даже историю их платежей.
Когда в начале марта Иран запустил AC19, свое официальное приложение по выявлению потенциальных зараженных коронавирусом, некоторые пользователей стали обвинять иранские власти в том, что посредством этой разработки они шпионят за гражданами: собирают данные о геолокации и др.
Как предостерегают иранские диссиденты, это приложение могло бы потом позволить иранской разведке установить на телефоны миллионов жителей вредоносную программу - в ходе автоматического обновления устройств.
Эти подозрения относительно иранского приложения усиливает тот факт, что его разработчик, Smart Land Strategy, создал также два Telegram-клона. Оба клона обвинялись в секретном сборе информации для нужд иранской разведки.
Министерство здравоохранения Ирана рассылало всем гражданам SMS-сообщение, призывая их установить AC19. Его можно было скачать не только с официального Google-сайта Play Store, но и со сторонних источников.
Миллионы иранцев так и сделали. Позже, 9 марта, Google удалил это приложение с сайта Play Store - как и, впрочем, другие иранские приложения, разработанные Smart Land Strategy.
В России система по выслеживанию местоположения и личной информации создавалась "на федеральном уровне". Она работает "через мобильных операторов и их GPS-системы", поясняет исследователь международной юридической фирмы Freshfields-Bruckhaus-Deringer Ольга Числова.
Числова добавляет, что собранная информация используется не только для того, чтобы уведомить людей, общавшихся с зараженными коронавирусом, но и отправляется в российские региональные центры экстренного реагирования.
Между тем в Москве требуют от коронавирусных пациентов, соблюдающих режим самоизоляции, устанавливать на телефонах приложение по "социальному мониторингу".
Поскольку это приложение хранит данные в центральной информаионной базе, российское правительство имеет доступ ко всем звонкам пользователей, их местонахождению, камерам, архивам и др.
Как отмечает Международная конфиденфиальность, приложения по выявлению местоположения могут быть с легкостью использованы правительствами как "инструмент социального контроля" для слежения за "передвижением миллионов людей".
Когда люди подвергаются такому "назойливому и ненужному наблюдению", они могут потерять доверие к своим правительствам и органам здравоохранения, считают в организации.