В селе Аргвани Гумбетовского района Дагестана в середине учебного года закрылась единственная школа.
Как рассказали представители инициативной группы общественников, меценаты из числа уроженцев села отремонтировали школу, а рядом построили интернат, вложив более 20 млн рублей частных средств.
Проект еще весной был согласован с руководством района. В старой сельской школе оставалось всего четыре ученика и три учителя - это некомплект, ей предстояло закрыться. Однако спонсоры решили не допустить оттока населения из тысячелетнего горного Аргвани.
С чиновниками бизнесмены оговорили условие: преподавательский состав и директор школы избираются Института развития образования республики.
Уроженцам села объявили: есть школа, найдены по конкурсу хорошие педагоги, везите детей учиться в родное село. Откликнулись родители 38 школьников. С сентября школа ожила. Именно из средств меценатов доплачивались надбавки приглашенным специалистам, питание и дополнительные занятия для детей.
Разрешив строительство интерната, администрация района пообещала решить все бюрократические и земельные вопросы. Но в минувший четверг новая школа остановила работу: дети и учителя уехали.
Администрация Гумбетовского района преподносит свою версию событий на официальном сайте: "Сообщаем, что в рамках законов Российской Федерации и в соответствии с действующими нормативными актами на должность директора Аргванинской средней школы будет объявлен конкурс. В настоящее время исполняющим обязанности директора данного образовательного учреждения является Магомед Алиев, долгие годы руководивший этой школой".
По утверждению чиновников, спонсоры могут лишь помогать добровольно, но не распоряжаться школьным имуществом и кадрами.
Представитель меценатов объясняет: предложенный администрацией управленец не устроил, у него нет соответствующего образования, только религиозное.
Учительница математики и информатики Рабият видит конфликт изнутри: "Я из другого района, прошла конкурс и приехала преподавать. В минувший четверг начались разборки, привезли нового директора. А родители, узнав об этом, забрали детей. Я жила в интернате и нам тоже сказали временно уезжать. Со старым директором прощались, нам было его жалко. Как я поняла, он увольнялся неожиданно. Мы думали, что он проработает до конца учебного года".
По ее словам, для детей школа была хорошей: "Они рано утром вставали, делали гимнастику, охотно шли на уроки, проявляли интерес к учебе. Те, у кого были пробелы в городских школах, старались это исправить. Учились талантливые дети, которые вполне способны выигрывать Олимпиады по математике. Инициативная группа спонсоров направляла в школу методистов для консультаций. Очень хотелось бы ради детей, чтобы школа сохранилась".
Прежний директор Магомед Алиев подтвердил, что он остается исполняющим обязанности директора вплоть до выбора нового: "Я руководил этой школой 24 года. То, как ее обновили и отстроили, вышло очень хорошо. Но я сам решил уйти, так как уже возраст. Администрация на меня не давила, претензий ко мне не было. В начале декабря я подал заявление, что ухожу с работы, а через два-три дня привели нового директора. Представили, уехали, а потом разгорелся конфликт и назначение отменили. Руководитель района сказал, что будет конкурс".
Глава села Аргвани Ахмедбег Ибрагимов говорит, что конфликт почти урегулирован: "Конкурс не провели, назначили директора, но он школе не понравился и назначение отменили. Бывший директор до нового года проработает и будет конкурс на нового. Главное, чтобы был нормальный, работоспособный. Школа сейчас работает и интернат на днях тоже заработает".
Впрочем, сами меценаты настроены пессимистично. Она полагают, что детей окончательно лишили учебы в новой школе.
Юрист инициативной группы Магомед Нурмагомедов говорит о другой стороне проблемы: "В марте администрация района провела собрание с депутатами, отделом образования, общественностью. Мы просили выделить двадцать соток земли для постройки здания. Никакой коммерческой выгоды из этого пустыря в горах все равно извлечь невозможно. Нашлось решение, что участок можно получить посредством аукциона. Оформили на эту землю кадастровый паспорт. Когда все было готово, включая оценку рыночной стоимости, надо было, по закону, просто провести аукцион. Но его власти не объявили".
По словам Нурмагомедова, администрация теперь ссылается на какое-то положение в республике: "Юрист администрации не смог мне показать закон, по которому они могли бы не передать землю. Письменного основания отказа не добились. Кажется, нам просто не хотели передавать этот участок изначально".
В результате учителя и дети попали под удар, добавил собеседник: "Сейчас мы хотим найти компромисс, согласовать кандидатуру директора с населением и меценатами".