Ссылки для упрощенного доступа

"Прямой путь к святости"


Архивное фото
Архивное фото

Как чеченские власти делают из Ахмата Кадырова святого

Возвеличивание Ахмата Кадырова чеченскими властями набирает обороты. Помимо улиц, мечети и футбольного клуба, в его честь стали называть населенные пункты. Центарой, родовое селение бывшего чеченского муфтия, уже стал Ахмат-Юртом. Переименование этого населенного пункта, к слову, было объявлено "сунной пророка".

В одном ряду с пророками

Создание культа личности экс-президента республики для чеченских властей – этап давно пройденный.

Все привыкли к проповедям в мечетях о "пути Ахмата-хаджи", тематическим классным часам в школах, поминальным мероприятиям в годовщину его гибели, многочисленным портретам во всех чеченских городах, нескончаемому потоку телевизионных программ, повествующих о его героизме и т.д.

Но сейчас перед кадыровцами стоит задача, требующая осторожности, а именно – причисление Ахмата Кадырова к лику святых.

Первые шаги к этому местные чиновники сделали несколько лет назад – после упоминания его имени они стали добавлять: "Да будет доволен им Аллах" или "Да примет Аллах его джихад".

В исламе же произносить подобное принято только после упоминания пророков, их сподвижников и других религиозных деятелей пророческих времен. Получается, Ахмат Кадыров ставится с ними в один ряд.

Гибель отца действующего главы ЧР преподносится как часть трагической истории чеченского народа. Так, в одном из сюжетов на местном телевидении его смерть по своему эффекту была уподоблена сталинским репрессиям 1944 года и двум недавним войнам.

Как известно, Кадыров-ст., будучи с 1995 по 1999 гг. муфтием Чеченской республики Ичкерия, призывал чеченцев к джихаду против России. Позже он сменил позицию, поддержав Кремль в борьбе с сепаратистами. Осенью 2003-го стал президентом республики, но через полгода погиб в результате покушения в Грозном.

Местные СМИ круглосуточно рассказывают о "подвиге Ахмата Кадырова" и о его "жизни, отданной во имя народа".

"Если подвиг, который герой совершает во имя народа и родины, одухотворен божественным прозрением, то этот подвиг –​ прямой путь к святости", – именно так охарактеризовали экс-президента в эфире одной из радиостанций.

Не поддерживаешь Ахмата – выступаешь против Всевышнего

"Кавказ.Реалии" поинтересовался мнением рядовых жителей Чечни о возвеличивании Ахмата Кадырова.

"А его разве еще не канонизировали? – иронически вопрошает жительница Грозного Айза. – Я хоть и не смотрю телевизор, но на YouTube иногда вижу нарезки из выпусков чеченских СМИ. Про него же иначе, как о святом, не говорят".

По ее словам, "прослойка блюстителей закона, а также духовные деятели в нашей республике давно возвели его в святые и неприкрыто навязывают эту идею нашему обществу".

"А если ты не согласен, то ты против бога, получается. Я когда-то еще слушала выступление какого-то муллы. Не помню, как его зовут. Он так и говорит: путь Ахмата-хаджи – это путь бога", – недоумевает она.

Приравнивание Кадырова-ст. к праведникам нужно власти для оправдания своих проступков, считает Айза.

"Сначала приравниваешь Ахмата к святителям, внушаешь это обществу, затем делаешь что хочешь. И спокойно всем недовольным отвечаешь, что находишься 'на пути святого и праведника', поэтому априори не можешь делать зло", – резюмировала собеседница.

"Они с этим Ахматом никак не успокоятся. Хотя бы после смерти оставили бы человека в покое. Они обязательно его упоминают в контексте религии, как будто он какая-то неотъемлемая ее часть", – возмущается житель Чечни Абдулла, обращая внимание на то, что "суфийское направление религии вроде практикует возвеличивание людей".

"Да ради бога! Пусть хоть молятся на Ахмата-хаджи. Это их дело. Только пусть от людей отстанут, – говорит он. – Ведь попробуй скажи, что ты придерживаешься только сунны пророка и не приветствуешь эти нововведения. Представляю, сколько ярлыков навешают".

Студент из Грозного Зелимхан соглашается с Айзой и Абдуллой: "Он у них давно святой. На каждой проповеди говорят про 'путь Ахмата-хаджи'".

Молодой человек признается, что не понимает, о каком пути идет речь, т.к. "мое государство вместо того, чтобы создавать условия для развития технологий, науки и культуры, днем и ночью рассказывает о каком-то пути Ахмата, которому я должен следовать". "Я им ничего не должен. Это прямой путь в невежество и средневековье", – подчеркивает он.

"Вождь изолирован от реальной картины мира"

Преподаватель одного из грозненских вузов Аслан (имя изменено. – Ред.) сомневается, что инициатором восхваления Ахмата Кадырова является его сын.

"Рамзан в каком-то смысле находится в плену ситуации, – полагает он. – Как и любом тоталитарном обществе, вождь изолирован от реальной картины мира. От действительности его ограждают подчиненные. Ему рассказывают о том, как все его любят, как весь мир ему признателен и кланяется в ноги, что он, как и все, что с ним связано, – священно. Находясь в этом пузыре, он не может трезво оценивать ситуацию. Это суть любого авторитарного режима".

По его мнению, подчиненные Кадырова, которые ему лгут, пытаются выслужиться. "А Центарой – лишь один из начальных этапов. И до Грозного очередь дойдет. Вопрос времени", – добавляет он.

С Асланом соглашается грозненец Джахар, по словам которого все началось с перехода льстецов на качественно новый уровень.

"Их тактика ясна: если хочешь к кому-то приблизиться, то хвали дорогих ему людей, – объясняет он. – Возвышать напрямую самого падишаха вроде как примитивно. Скорее всего, ему тоже надоела их ложь, поэтому им приходится искать новые способы заполучить его одобрение. Один из вариантов – возвести в праведники его отца. Мне интересно, что нас ждет на следующем уровне".

XS
SM
MD
LG