Здесь можно делать то, чего нельзя в остальной России. И запрещается то, что за пределами региона зачастую разрешено. Впечатления человека, впервые побывавшего в Чечне
Про современную Чечню пишут так много, что кажется, все о ней уже сказано. Однако в мелочах таятся любопытные особенности, которые местным жителям могут казаться обычным повседневным делом, но крайне удивляют гостей республики.
Например, способ оплаты и расчета за услуги тут свой, особенный. Он называется "скиньте мне деньги на карту". В кафе, ресторанах, аптеках, парикмахерских принимают либо наличные, либо дают номер телефона для перевода средств лично продавцу. Так можно расплатиться даже в такси.
"У нас нет системы оплаты банковской картой. Не доросли еще до этого, у нас еще все несовершенно. Мы работаем или наличными, или на наши карты клиенты оплату переводят. Конечно, кое-где можно и картой оплатить. У нас все абсолютно спокойно, свободно", - говорит мне бармен в кофейне на проспекте Путина.
Даже в помпезных или хипстерских заведениях бармен, видя кредитку, просит: "Нет-нет, мне на номер, пожалуйста, скиньте".
И правда, удобнее, чем бежать в соседний банкомат. Там заплатишь комиссию.
"Серые" сим-карты и бесплатный Wi-Fi
В Грозном в районе рынка и автовокзала продаются сим-карты российского сотового оператора. Протягиваю паспорт, но на него даже не смотрят. Продавец достает из-под прилавка залистанную тетрадку и диктует написанную от руки инструкцию по активированию карты.
Активирую, нахожу в приложении "личный кабинет". Робот здоровается со мной "Привет, Хава!" В прошлый раз попалась "Фатима".
Конечно, тут есть и плюс - сохраняется анонимность настоящего владельца, если вдруг кому-то важно. Кроме того, экономия. Как объяснили в службе техподдержки, если много сим-карт зарегистрировано на один паспорт - а именно такие и продают в своих ларьках перекупщики - то с нее не обязательно совершать какое-либо платное действие раз в три месяца, в случае, если долго ею не пользуешься. Пока сам владелец ее не заблокирует, будет работать. Из минусов: если потеряется, восстановить номер навряд ли удастся, так как для этого нужен паспорт владельца.
Продавцы регистрируют сотни номеров на себя и перепродают в оживленных местах.
Представитель оператора связи подтвердил, что купленный номер принадлежит этой компании, и сообщил, что обратившись в официальный салон, можно пройти процедуру одностороннего изменения владельца сим-карты. Также можно обратиться к самому продавцу. Он обязан предоставить копию договора на данный телефонный номер. С этим документом карту точно переоформят на имя фактического владельца.
Ранее компания заявляла, что борется контрагентами, продающими номера без оформления договоров. Перекупщиков штрафуют, а сим-карты, приобретенные таким образом, блокируют. Впрочем, российский закон "О связи" пока еще не содержит однозначного запрета на перепродажу сим карт, подобные поправки в разработке.
Чтобы воспользоваться Wi-Fi в заведениях и хостелах Чечни, не нужно вводить номер телефона ни в какие бланки виртуальной регистрации. Бармен, официант или портье охотно подскажут надежный пароль местной закрытой сети. Например "восемь единиц" или "от нуля до девяти". И все. Никаких номеров и смсок с кодами.
Такие вольности в сфере связи наводят на мысль о свободе в республике в целом.
Видеонаблюдение в комнате отеля
Но если тут можно то, чего по правилам нельзя в других регионах, то бывает и наоборот. Нельзя того, что в прочей России можно.
Например, алкоголь. В городских ресторанах его не подают. К этому уже все привыкли. Мусульманский регион - свои нормы. Однако, выяснилось, что в ряде отелей его и вовсе нельзя пить, даже закрывшись в собственном номере.
Об этом предупреждает в гостинице лежащий на столе лист формата А4 с надписью "Распитие алкоголя строго запрещено". Рисунок - перечеркнутая бутыль и рюмка. И мелким шрифтом: "Ведется видеонаблюдение". Напомню, табличка внутри комнаты. Оглядываю стены, пол и потолок: где камера? Откуда наблюдают? Что произойдет, если я открою банку пива, к примеру?
Грозненский хостел - в жилом доме. Окна постояльцев выходят на большой портрет Рамзана Кадырова, висящий на проспекте Путина. А в туалете многословное объявление:
"Пожалуйста, не курите в номерах и туалете отеля. Наш отель - активный сторонник здорового образа жизни. Однако, запрет на курение в номерах связан не только с этим. Важная причина не курить в номерах (помимо вашей безопасности) - ваши соседи. Некурящие люди плохо переносят табачный дым и запах табака. Иногда в отеле проживают маленькие дети - подумайте о них. Мы стараемся сделать отель удобным и приятным для всех гостей. Согласитесь, неприятно жить в прокуренном номере. А вообще - бросайте курить!!! Хотя бы из экономии. Штраф за курение на территории отеля - 5000 рублей. В случае срабатывания пожарной сигнализации в вашем номере оплата ложного вызова спасателей будет добавлена к стоимости вашего проживания”.
В хостелах Махачкалы, например, вместо длинных текстов просто перечеркнутая сигарета. И все понятно.
При заселении в Грозном портье фотографирует паспорта на телефон. На вопрос, зачем, отвечает: "Участковому надо, все отправляем", и демонстрирует месенджер вотсап. Действительно, отправляет.