Глава грозненского отделения "Мемориала" Оюб Титиев останется под арестом до 9 июня. Таково было постановление Старопромысловского суда Грозного от 25 апреля – накануне Верховный суд ЧР оставил в силе это решение, несмотря на веские доводы адвокатов правозащитника.
Апелляцию адвокатов на решение суда первой инстанции не удалось рассмотреть в назначенный срок – из-за несвоевременного оповещения в Грозный не успел прибыть Илья Новиков, один из адвокатов Титиева.
Заседание было назначено на 3 мая, причем Титиева в суд доставлять не собирались – правозащитник выходил на связь посредством видеосвязи. Судья Эльман Адилсултанов удовлетворил требование других адвокатов, Марины Дубровиной и Петра Заикина, о переносе заседания на 4 мая.
Все три адвоката Титиева присутствовали на заседании одновременно впервые с момента заключения правозащитника под стражу.
В ходе обжалования решения Старопромысловского суда адвокаты заявили два ходатайства об избрании иной, более мягкой формы пресечения для Титиева. Подкреплены были заявления личными поручительствами руководителя фонда «Гражданское содействие» Светланы Ганнушкиной и Героя России, космонавта-испытателя Сергея Нефедова. Ганнушкина и Нефедов – известные личности, они не стали бы ручаться за Титиева, если бы не были уверены в том, что он исполнит свои обязательства перед судом, пояснили адвокаты.
Защита была намерена заявить эти ходатайства ранее в Старопромысловском суде в ходе слушания по вопросу продления срока предварительного заключения Титиева. Однако следователь не уведомил защиту, что заседание назначено на 25 апреля, из-за чего ни Заикин, ни Новиков на нем не присутствовали. Интересы Титиева представляла только Марина Дубровина, узнавшая о заседании всего за четыре часа до его начала.
В марте, напомним, за Титиева поручились два кандидата в президенты – Григорий Явлинский и Ксения Собчак, но суд отклонил их ходатайства.
Так произошло и на этот раз: суд удовлетворил ходатайства гособвинителя, требовавшего отказать защите. Следователь же выразил сомнения в том, что Титиев вообще имел возможность дать свое согласие на поручительство со стороны Ганнушкиной и Нефедова, а с последним мог вообще быть не знаком. Мнение следователя опроверг сам Титиев – Ганнушкину он знает давно и не раз виделся с ней на предыдущих заседаниях, а с Нефедовым он знаком с 2014 года.
Сторона обвинения снова и снова заявляет следующее: у следствия есть оперативные данные, подтверждающие намерения Титиева скрыться в случае выхода на свободу. Что это за данные - никому не известно: на суде ни разу не прозвучало никаких аргументов в пользу этой позиции обвинения.
В ходе прений защитники Титиева активно доказывали свою позицию, приводя доводы в пользу несостоятельности обвинения. Адвокат Петр Заикин обратил внимание на то, что Титиев никак не может угрожать свидетелям – ведь среди них одни сотрудники правоохранительных органов. "Для меня странно, как может человек 60-ти лет угрожать чеченской полиции. Нужно совсем не уважать чеченских полицейских, чтобы допустить такой абсурд", - заявил он.
Дубровина обратила внимание на то, что решение Старопромысловского суда о продлении меры пресечения в виде заключения по стражу ничем не мотивировано.
"У следствия нет доказательств связи наркотических веществ, найденных в машине Титиева, с подзащитным", - отметила она, напомнив – наркотики в машину правозащитника были подброшены полицейскими.
"На протяжении длительного времени первые лица Чеченской Республики неоднократно высказывались о «продажных правозащитниках» и о том, что с ними нужно бороться. Сотрудники правоохранительных органов восприняли слова властей Чечни как руководство к действию", - заявила Дубровина.
Довод о том, что Титиев на свободе может продолжить противоправную деятельность, не выдерживает никакой критики, уверен адвокат Новиков.
"Это все равно, что говорить – у Титиева две руки и две ноги, значит, он может заниматься разбоем. Это можно применить к любому человеку", - пояснил Новиков.
Он также обратил внимание на ошибку в ходатайстве прокурора, допущенную из-за простого копипаста. В документе от 28 апреля указано имя судьи Минцаева, который вел предыдущее заседание - 6 марта. Прокурор просто перенес абзац из предыдущего документа, не утруждая себя даже банальной подготовкой к заседанию.
Обвинение было немногословным и зачитало свои привычные требования – отказать в ходатайстве защиты, которые суд в итоге удовлетворил.
Позже, вечером 4 мая, следствие предъявило Оюбу Титиеву обвинение в окончательной форме, а также сообщило адвокатам об окончании следственных действий. Защита начнет ознакомление с делом 8 мая.