ФСБ-шники мешали ногайским детям познавать мир

Ислам Сатыров рассказывает детям о домбре, национальном музыкальном инструменте

Администрация Ногайского района КЧР привлекла ФСБ, чтобы помешать летней школе для детей

В Карачаево-Черкесии завершился необычный этнокультурный проект, представляющий собой летнюю школу для подрастающего поколения. 11-дневный проект финансировался в основном за счет пожертвований из других российских регионов, они же присылали участникам различные подарки. Большинство лекторов также были не местные. Дети рады, а вот районные власти забеспокоились.

В беседе с "Кавказ.Реалии" автор инициативы, уроженка Ногайского района республики Бэлла Шахмирза призналась, что спецслужбы приезжали на место, опрашивали ее относительно учителей.

По словам Бэллы, известной больше как автор другого проекта - Face to face - целью проекта было познакомить детей с тем, чего они не видели живя в селе. Ежедневно родители привозили ребят - в основном, из пяти аулов. По завершении мастер-классов их забирали домой. Всего активистам удалось привлечь до 80 детей.

"Я хотела продемонстрировать аульским детям, сколько всего интересного в мире. Проект рассчитан на детей из моноэтнической сельской местности. С одной стороны, мы обучали детей их национальной культуре, с другой - пытались сделать так, чтобы наши дети узнали больше о стране, почувствовали себя ее частью", - говорит основатель "Лицом к лицу", которая является выпускницей итальянского университета.

Организаторы отмечают, что осуществлению проекта препятствовала администрация района.

"Районная администрация создавала проблемы для нас. Например, к нам вызывали сотрудников ФСБ", - отмечает главный инициатор проекта.

По словам Шахмирзы, ФСБ интересовалась тем, кем являются лекторы, приглашенные из других стран.

"Реакция, на мой взгляд, странная, ведь эти лекторы, хотя и проживают в различных странах, являются уроженцами Карачаево-Черкесии. После моих разъяснений они уехали. Но на нас натравливали и различные инстанции. Районная администрация предприняла много странных мер, чтобы помешать нам", - признается Бэлла.

Девушка не привлекала к проекту местных педагогов, поскольку ей хотелось показать детям что-то другое.

"Администрация района уже после запуска проекта направила нам письмо о том, что летняя школа не может быть проведена. Но это не возымело эффекта, так как к нам приехала Министр образования и науки КЧР и похвалила наш проект, отметив, что местным педагогам самим надо учиться в рамках летней школы новым подходам", - рассказывает девушка.

По словам Шахмирзы, у муниципальных властей ничего не получилось.

"Районная администрация не усмотрела в нас возможности, шанса что-то улучшить, они видели в нас риск и угрозу. Это - проявление местечковости и узколобости, а не стратегии против нас", - отмечает Бэлла.

Уроженка КЧР говорит, что хочет гордиться тем местом, откуда она родом. Она, по собственному признанию, такими проектами хочет завоевать пространство для активной, креативной молодежи, которая задвинута на обочину или вообще вынуждена уехать для самореализации.

"Именно поэтому мы поведали о том, чего не знают наши дети. О работе в немецком банке, о методах работы в соцсетях. Прошли встречи с творческими людьми, которые известны за пределами Карачаево-Черкесии, с Исламом Сатыровым, Айной Черкесовой и другими. Я хочу сделать наших детей конкурентоспособными и раскрыть их таланты", - резюмирует Шахмирза.