В Ингушетии оставили в силе арест 22-летней уроженки республики Лейлы Гатагажевой, которую летом этого года экстрадировали из Ирака по обвинению в призывах к терроризму и участии в международной террористической организации "Исламское государство". Гатагажева отрицает свою вину, ее адвокаты говорят об отсутствии веских доказательств по делу.
"Суд не проверил приведенные в постановлении следователя доводы, которые не подтверждают причастность Гатагажевой к совершению вменяемых преступлений…", – заявили защитники обвиняемой.
Несмотря на это заявление, апелляция оставила в силе арест Гатагажевой. Адвокаты подчеркнули, что подозреваемая "намерена доказывать свою непричастность к незаконно вменяемому ей преступлению".
По версии следствия, с осени 2016 года на тот момент 15-летняя Гатагажева примкнула на территории Сирии к подразделению ИГИЛ под командованием Абу Бакра аль-Багдади (лидер ИГИЛ, убит в 2019 году – Прим.). Силовики считают, что она выполняла хозяйственные функции, ухаживая за боевиками. Обвиняемой уроженке Ингушетии грозит от восьми до пятнадцати лет лишения свободы.
В мае 2020 года стало известно о объявлении Гатагажевой в розыск, а в апреле 2022 года – о возбуждении против нее уголовного дела. Летом этого года ее экстрадировали из Багдада в Россию.
- В январе Южный окружной военный суд признал жительницу Дагестана Зульмиру Магомедову виновной в участии деятельности террористической организации и в вербовке в террористическую организацию и приговорил ее к 12 годам лишения свободы. По версии обвинения, в 2016 году Магомедова несколько месяцев провела в Сирии, где обслуживала боевиков "Исламского государства", а также "выполняла обязанности по сбору денежных средств". По возвращении в Россию Магомедова предположительно продолжала поддерживать связь с участниками "Исламского Государства" и собирать для них деньги.
- В ноябре 2022 года Советский районный суд Махачкалы признал местную жительницу Гогуш Абсаидову виновной в участии в незаконном вооруженном формировании в структуре "Исламского государства" на территории Сирии. За стирку белья и приготовление еды боевикам она получила шесть лет колонии.
- Сайт Кавказ.Реалии рассказывал о судьбе заключенных женской тюрьмы "Русафа" в Ираке, среди которых около 30 уроженок Чечни, Дагестана, Ингушетии и Кабардино-Балкарии. Коореспонденту удалось связаться с их родственниками и самими осужденными. Большинство из них находится в "Русафе" шестой год, отбывая наказание по террористическим статьям. Своим основным требованием женщины назвали возвращение в Россию.
- В Сирии и Ираке остаются тысячи российских граждан. В подавляющем большинстве это жены боевиков экстремистской группировки "Исламское государство" и их многочисленные дети. Многие женщины – уроженки регионов Северного Кавказа – последовали в Сирию за своими мужьями в 2013–2015 годах. Сайт Кавказ.Реалии рассказывал об их судьбах.