В Кабардино-Балкарии арестован глава села Белая Речка Тахир Созаев – его обвинили в экстремизме из-за призыва к местным продавцам обслуживать только тех, кто говорит на балкарском языке. После задержания чиновника полностью выгорело здание местной администрации, в огне уничтожена вся документация – правоохранители подозревают, что причиной мог быть поджог.
Созаева задержали 30 июня, возбудив в отношении него дело о публичных призывах к экстремизму. Как сообщил телеграм-канал Baza, полгода назад он отправил аудиосообщение в общую сельскую группу, которое силовики расценили как экстремистское. На аудио чиновник потребовал, чтобы все продавцы в селе вели торговлю только на балкарском языке. Тех, кто говорит на русском, Созаев призывал не обслуживать. Кроме того, глава администрации сказал, что все земли в Белой Речке "должны принадлежать только балкарцам, а русским и кабардинцам продавать их нельзя".
В ночь с третьего на четвертое июля в администрации села случился пожар, потушить который удалось только к пяти утра. Здание выгорело вместе со всей документацией. По одной из версий следствия, это был поджог, в причастности к нему подозревают сторонников Созаева.
В администрации Нальчика (в него входит Белая Речка) отказались говорить о ситуации с сельским главой. "Какая позиция? Там правоохранительные органы работают. Все вопросы к ним", – ответили корреспонденту Кавказ.Реалии. В республиканском МВД и Следственном комитете арест главы села также не комментировали.
За запрет русского языка Созаеву может грозить до четырех лет лишения свободы, заявил президент "Союза адвокатов России" Игорь Трунов. "У нас наказание за ограничение в любой форме русского языка достаточно четко регламентировано законом "О государственном языке". Удивительно, что госслужащий не знает элементарных норм права и основополагающих законов РФ. Как он стал чиновником? Этот вопрос требует отдельного разбирательства. Как много у нас неграмотных в правовом плане должностных лиц находится на данной территории?" – сказал юрист. По его словам, в судебной практике "не было подобных случаев притеснения русского языка в национальных республиках России".
Глава регионального отделения партии "Яблоко" Хаким Кучмезов сомневается, что Созаев действительно произнес то, что ему вменяют, и описывает его как адекватного человека.
Были раньше призывы ввести в оборот общение на родном языке, но это не теми методами, к которым он якобы призывал
"Он неглупый парень. Я его знаю неплохо. Он общается и с русскими, и с кабардинцами. Были раньше призывы ввести в оборот общение на родном языке, но это не теми методами, к которым он якобы призывал. А если он действительно это сказал, то это большая глупость. Призывать не разговаривать на каком-то языке – это ни в какие рамки не лезет", – полагает Кучмезов.
Если чиновник призывает использовать родной язык в быту, это можно только приветствовать, уверен правозащитник из Нальчика Валерий Хатажуков. "Конкретно в этом случае я не знаю обстоятельств, но и кабардинский, и балкарский у нас являются государственными языками. Если он, исходя из этого, призывает их использовать, я это только приветствую. Это замечательно. Конечно же, это нужно делать, не унижая тех, кто говорит на русском, и не противопоставляя одних другим", – отметил Хатажуков.
"Русский был провозглашен родным"
Проблема сохранения национального языка и культурной идентичности невозможно решить частными инициативами, уверен Хатажуков. Для этого, по его мнению, необходимо участие государства. По его словам, в 90-е, когда кабардинский и балкарские языки стали в республике государственными, количество студентов, изучающих в вузах родной язык и литературу, увеличилось в три раза. В 70 процентах кабардинских школ в 1996 году обучение в начальных классах проходило на кабардинском, утверждает собеседник. Однако с начала двухтысячных ситуация "резко изменилась".
"Общество было отстранено от формирования органов местной власти. Это классический пример отношения метрополии к своей колонии", – отметил Хатажуков.
В 2018 году в федеральный закон "Об образовании" были внесены поправки, которые вызвали негодование в национальных республиках. По новым правилам школьник может выбрать, какой язык он будет изучать в качестве родного.
Они считают, что это какое-то недоразумение, что этих республик не должно быть
"Русский был провозглашен родным", – говорит Хатажуков. В 2020 году, после года обучения по новым правилам, согласно статистике, озвученной правозащитником, 1300 кабардинцев выбрали в качестве родного языка русский. Статистику 2021 года, по его словам, министерство образования скрывает, но, по разным данным, таковых было около пяти тысяч. "Для нас это огромные цифры", – отмечает собеседник.
Правозащитник уверен, что задача федеральной власти – это упразднение республик. "Они считают, что это какое-то недоразумение, что этих республик не должно быть", – объясняет Хатажуков.
Уничтожение умирающих языков
Дети не будут изучать предмет, если у них есть возможность этого не делать, говорит писатель и филолог из Кабардино-Балкарии Мадина Хакуашева.
"Русификация – это уже и то, что мы все изучаем под призмой русской культуры, русского языка, русской интерпретации, этого уже достаточно. Но зачем еще искусственно уничтожать и так умирающие языки – непонятно", – сказала Хакуашева.
При этом призывы Созаева она называет "провокационными и неправильными". Для сохранения языка, по ее словам, нужна системная продуманная политика, которая предусматривала бы изучение и родного языка, и русского, и иностранного. Но для этого, отметила эксперт, нужна политическая воля.
Все республики будут губерниями, мы потеряем и государственную идентичность
"Не будет родного языка – все, закрывается республика как национальная. Рано или поздно. Это дело времени. Дагестан закроется, КБР закроется и все остальные. Все республики будут губерниями, мы потеряем и государственную идентичность", – опасается Хакуашева.
Вопрос сохранения языка – второстепенный, считает Хаким Кучмезов. По его мнению, важнее то, что скоро на нем будет некому говорить, поскольку население Кабардино-Балкарии неуклонно сокращается.
"При отрубленной голове по волосам не плачут. Надо заниматься экономической политикой и социальными проблемами, чтобы знать, почему люди отсюда уезжают. Языковая проблема решается развитием сел, население которых является основным носителем языка. Никакие примочки в виде учителей в школах или дополнительных курсов не работают", – уверен Кучмезов.
***
После внесения поправок в закон об образовании в школах, программа которых включает предмет "родной язык", его изучение остается обязательным, при этом можно выбрать конкретный язык, в том числе русский, как родной.