Захват заложников в ростовском СИЗО, нарушения прав военных из регионов юга России, "султанат" Рамзана Кадырова – об этом и не только в 189-м выпуске подкаста Кавказ.Реалии.
Your browser doesn’t support HTML5
Слушайте подкаст там, где это удобно вам:
Захват заложников в Ростове
В Ростове-на-Дону утром 16 июня арестанты следственного изолятора №1 взяли в заложники сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний. По сообщениям СМИ, сначала в руках преступников оказались работники СИЗО Виктор Кончаков и Константин Горох, последний смог вырваться и заблокировать доступ в оружейную комнату. Тогда преступники захватили подполковника Александра Богму – это начальник оперативного управления областного ФСИН, который, вероятно, одним из первых прибыл на место, чтобы вести переговоры.
Вооруженные ножами и заточками преступники записали видео с территории следственного изолятора, на кадрах видна символика террористической группировки "Исламское государство". Они потребовали, чтобы им предоставили автомобиль и позволили скрыться. К этому моменту центр Ростова, где находится СИЗО, уже был оцеплен силовиками. На переговоры с арестантами отправили главу местного духовного управления мусульман, но это не помогло, вскоре начался штурм.
На опубликованных Росгвардией кадрах операции видно, как бойцы спецназа заходят на территорию изолятора под прикрытием машины скорой помощи. По данным телеграм-каналов, штурм занял три минуты. Вскоре в сети появилось видео, на котором шестеро арестантов лежат на земле без признаков жизни, как минимум двое из них закованы в наручники. Заложников освободили – они не пострадали.
Еще перед началом штурма телеграм-каналы опубликовали предполагаемые имена захватчиков. Трое из них в декабре прошлого года были осуждены на длительные сроки по обвинениям в причастности к "Исламскому государству" и подготовке теракта в здании Верховного суда Карачаево-Черкесии. Это Азамат Цицкиев из ингушского Карабулака, его земляк Шамиль Акиев из села Чемульга и уроженец Грозного Тамерлан Гиреев. Они находились в ростовском СИЗО в ожидании решения по жалобе на приговор.
Четвертый предполагаемый участник захвата заложников – еще один уроженец Ингушетии Малик Гандалоев. Прошлой весной он был в составе группы молодых людей, которых задержали по подозрению в подготовке теракта. Пятый – Магомед Сайпудинов, о нем известно лишь то, что в 2019 году он был осужден по статьям о вымогательстве, грабеже, разбое и вовлечении в преступление несовершеннолетнего.
Шестой – Даниил Камнев, это бывший скинхед из Ставропольского края. Первый срок он получил более 10 лет назад, будучи еще подростком. В колонии молодой человек принял ислам и сменил имя, став Дмитрием Камнеевым. После освобождения его заподозрили в подготовке теракта в отделе полиции в Кисловодске, сам он отрицал обвинения и заявлял о пытках. По сообщениям СМИ, Камнеев – единственный, кто выжил после штурма ростовского СИЗО, он получил тяжелое ранение в голову и на момент записи этого выпуска подкаста находился в критическом состоянии.
Следственный комитет России возбудил уголовное дело после захвата заложников в Ростове, сообщается также о служебной проверке в следственном изоляторе, однако уже очевидно, что произошедшее стало возможным в первую очередь из-за коррупции, иначе каким образом арестанты могли получить ножи и символику "Исламского государства"? Телеграм-каналы публикуют целый прейскурант незаконных услуг в СИЗО: например, здесь можно было купить сим-карту, телефон, алкоголь или арендовать телевизор.
По словам правозащитницы Ольги Романовой, главы проекта "Русь сидящая", такая ситуация сложилась в том числе из-за войны против Украины: сотрудников ФСИН заманивают на фронт крупными денежными выплатами, из-за этого в следственном изоляторе наблюдается дефицит кадров, и остающиеся сотрудники пытаются компенсировать свои небольшие зарплаты за счет взяток.
Кроме того, известно, что СИЗО №1 в Ростове было переполнено, а вместе с обвиняемыми по "террористическим" статьям здесь содержат около 40 несовершеннолетних. Еще около 150 арестантов – фигуранты политических уголовных дел, большинство из них – граждане Украины, в том числе военнопленные.
Ольга Романова отмечает, что даже после захвата заложников ситуация в ростовском СИЗО №1 и других учреждениях ФСИН России вряд ли изменится, об этом правозащитница заявила в эфире телеканала "Дождь":
"Конечно, надо "трясти" ростовский ГУФСИН, а лучше – все ведомство. Потому что, ну хорошо, кого-то уволят, может, даже посадят. У арестантов отнимут телефоны. Но система останется – старая, прогнившая, абсолютно заброшенная, полностью уничтоженная войной. Мы с вами видим вот эти вот остатки "тюремных замков"... А чтобы менять пенитенциарную систему в корне – на самом деле это не так уж и сложно сделать – но на это нужна политическая воля. Опять мы все упираемся в Путина".
Жалобы военных с юга России
Военные из Краснодарского края обвинили командование в незаконной отправке на войну в Украину. Они записали видеообращение, в котором заявили, что их обманом заманили в Ростов-на-Дону для прохождения врачебной комиссии, после чего вывезли в зону боевых действий и зачислили в состав штурмовой роты.
"Это при том, что у некоторых ребят есть диагноз с психбольницы, документы на руках, что им вообще оружие нельзя в руки давать. Они [командиры] нас гонят на передок, гонят "на мясо". Так и говорят: "Рано или поздно вы все тут сдохнете", – заявил один из военнослужащих.
Всего в этой группе военных, по данным телеграм-канала ASTRA, было 15 человек. Уже после публикации их обращения один погиб, другой был ранен, еще трое сбежали с полигона. Российское министерство обороны эти сведения не комментирует.
В последние недели в регионах юга России участились сообщения о повторной отправке на фронт раненых участников войны против Украины, включая тех, кто получил инвалидность или психологическую травму. Например, в городе Аксае задержали, а затем отправили в зону боевых действий 51-летнего Алексея Моторного, который ранее получил химические ожоги, контузию и перенес инфаркт.
Там же, в Ростовской области, были задержаны двое бывших мобилизованных из так называемых "ДНР" и "ЛНР"; их вновь отправили на фронт, несмотря на гепатит C. Еще двоих молодых людей, как утверждают их матери, похитили на оккупированных Россией территориях Донбасса и отправили воевать в составе 70-го мотострелкового полка – штаб этого подразделения находится в чеченском городе Шали.
"Вскоре мой сын оказался на передовой, в населенном пункте Работино. И с 7 мая 2024 года он не выходит на связь", – говорит одна из женщин на видео.
Еще нескольких контрактников и мобилизованных с различными заболеваниями, по данным телеграм-каналов, отправили на фронт из Ставрополя. Одному из них поставили диагноз расстройство личности. "Он опасен и для себя, и для окружающих", – заявила его жена. Она рассказала, что у других военных, которых забрали вместе с ее мужем, диагностированы рак и туберкулез, у еще одного после ранения гниет нога.
Известно о схожих случаях в Волгоградской области. Отсюда, по сообщениям местных СМИ, на войну повторно забрали мобилизованных и контрактников с тяжелыми ранениями рук и ног. Один из них – Алексей Гаун, который получил инвалидность.
Тем временем в Ингушетии официально потребовали проверить гибель в Украине уроженца республики Рашида Дударова. По предварительным данным, его убили сослуживцы за отказ участвовать в штурме. Изначально об этом сообщил оппозиционный блогер Хасан Халитов. Он утверждает, что перед расправой Дударова пытали, а уже после убийства с его банковской карты украли деньги.
Эти сведения прокомментировали в правительстве Ингушетии, там подтвердили гибель Дударова и добавили, что руководство региона обратилось с заявлениями в военно-следственный отдел и военную прокуратуру. 18 июня в селе Кантышево прошли похороны погибшего, на них присутствовали высокопоставленные чиновники.
Еще одна новость, связанная с нарушениями в российской армии, пришла из Северной Осетии. По данным проекта "Идите лесом", который помогает избежать участия в войне против Украины, из Владикавказа в Армению обманом вывезли как минимум четверых солдат срочной службы, на военной базе в Гюмри их вынудили подписать контракты с Минобороны. По словам срочников, в Гюмри также переводят воевавших в Украине контрактников – вероятно, для подготовки других солдат.
По данным редакции Кавказ.Реалии, в Украине после начала полномасштабного вторжения погибли уже более восьми тысяч человек из регионов юга России и Северного Кавказа. Это заведомо неполные данные, реальные потери могут быть значительно больше; Минобороны России сведения об убитых не раскрывает.
Полк из Чечни и пленные ВСУ
Главное управление разведки министерства обороны Украины заявило, что установило личности российских военнослужащих, причастных к расстрелу четверых пленных. По данным Киева, это офицеры уже упомянутого выше 70-го мотострелкового полка, штаб которого находится в Чечне.
Как утверждает украинская разведка, преступление произошло во второй половине мая вблизи села Работино Запорожской области. На снятых беспилотником кадрах видно, как пленные выходят из укрытия с поднятыми руками и без оружия, их заставляют лечь на землю и убивают. Согласно нормам международного права, произошедшее является военным преступлением.
Киев обвинил в причастности к расстрелу пленных пятерых россиян. Это командир 70-го мотострелкового полка полковник Юрий Абаев, капитан Дмитрий Нагорный, старшие лейтенанты Темирлан Абуталимов и Юсуп Имагазалиев и лейтенант Заур Беков. Эти же военные, по данным Киева, могут быть причастны к убийству еще нескольких украинских пленных, о чем якобы свидетельствуют данные, полученные в результате радиоперехвата (эти записи разведка не опубликовала).
Полковник Юрий Абаев – уроженец Северной Осетии. 14 июня он присутствовал на встрече президента Владимира Путина с участниками программы "Время героев" – ее запустили для формирования "новой элиты" из числа участников вторжения в Украину. В феврале Абаев был награжден звездой "Героя России".
"Султанат" Кадырова
Издание "Проект" на этой неделе опубликовало двухчасовой фильм о главе Чечни. Журналисты назвали эту работу "историческим расследованием кровавого пути, пройденного Рамзаном Кадыровым в построении султаната". Многое из того, о чем говорится в фильме, уже было известно ранее, но есть и новые детали.
В частности, журналисты рассказали, как именно в республике выводят бюджетные деньги, поступающие из Москвы. Речь идет о сотнях миллиардов рублей. Для их обналичивания используют подконтрольные клану Кадырова фирмы.
Деньги из бюджета глава Чечни тратит, например, на содержание личного гарема, куда попадают в том числе несовершеннолетние, утверждает "Проект". По данным расследователей, в 2006 году на тот момент 14-летняя Фатима Хазуева родила Кадырову второго сына Эли (его также называют Али и Зелимхан). При этом официально его принято считать ребенком законной жены главы Чечни Медни.
Адама Кадырова, который известен по избиению в СИЗО Никиты Журавеля, как утверждает "Проект", в 2007 году родила Замира Джабраилова, которой на тот момент было 16 лет. В Грозном расследование журналистов не комментировали.
Подписывайтесь на подкаст Кавказ.Реалии: