Жительницы Северного Кавказа в соцсетях запустили флешмоб: они массово призывают подарить им на свадьбу свободу от избиений и домашнего насилия со стороны избранников. Акция началась после рассказа блогерки из Дагестана о насилии со стороны бывшего мужа на почве ревности. Подобная форма публичного разговора о проблеме домашнего насилия хотя и вызывает ироничные отклики у части аудитории, но куда лучше замалчивания проблемы, отмечают опрошенные сайтом Кавказ.Реалии правозащитники.
В январе по сети распространилось видео из инстаграма дагестанской блогерки Камиллы. В ролике и в закрепленных сторис на своей странице в соцсети девушка рассказывает, что подверглась избиению со стороны своего бывшего мужа Эмира.
Она вышла замуж в начале 2024-го, но уже в конце того же года развелась. По словам Камиллы, из-за его измен и жестокого обращения. После расставания она уехала в Дубай, но затем вернулась в махачкалинскую квартиру, где они жили с Эмиром, поскольку не успела найти для себя отдельное жилье. Там и произошло избиение: Эмир напал на нее из-за того, что узнал о переписке девушки со старым знакомым – с ним она общалась уже после их расставания.
"Повалил меня на пол и на протяжении часа начал меня избивать: кулаками, ногами. Насильно поставил меня на колени полуголую, достал камеру и заставил извиняться на камеру", – описала произошедшее Камилла в своем профиле. <...>
Она сняла побои, а делом об избиении уже занялась полиция, рассказала Камилла. Она также добавила, что уже после избиения ей поступали угрозы от бывшего мужа и его друга. Свою историю она сравнила с делом Салтанат Нукеновой, которую до смерти забил муж, бывший министр экономики Казахстана Куандык Бишимбаев. В суде над ним демонстрировали видео, которое он сам снял на телефон, где на камеру оскорблял полуобнаженную Нукенову и заставлял ее признаться в измене.
В реакциях из Чечни, Ингушетии и Дагестана я вижу слова: "Что вы выносите домашние дела на всеобщее обозрение?"
После широкого резонанса в сети бывший муж Камиллы обвинил ее в наркопотреблении и в том, что она жила "активной половой жизнью". Кроме того, он вышел в эфир, где продолжил угрожать и обвинять ее в измене, а также заявил, что "по шариату ее нужно было камнями закидать, убить".
После огласки истории Камиллы другие блогерки из Дагестана запустили флешмоб: они начали записывать видео, что в качестве махра (имущество, которое муж выделяет жене при заключении брака) они будут просить будущих супругов, "чтобы их не били".
Редакция Кавказ.Реалии обратилась за комментарием к самой Камилле, однако получить ответ нам не удалось.
"Стыд и страх на Кавказе хорошо работают"
Создательница правозащитного проекта "Кавказ без матери" Лидия Михальченко считает, что флешмоб, запущенный после домашнего насилия над блогеркой, это первый на Кавказе случай публичного единения в поддержку пострадавшей от насилия.
"Красивую, путешествующую, состоявшуюся девушку унизили и зверски избили. Женщины не стали молчать и высказались против насилия – и очень креативно. Видимо насилие настолько всех достало и настолько вышло на поверхность. Я очень приветствую этот флешмоб. Это лучше, чем когда говорят: "Все равно это ничего не изменит". Это очень сильное общественное высказывание, – говорит Михальченко.
По ее мнению, негативная реакция некоторых людей на флешмоб говорит о возмущении тем, что девушки не промолчали в очередной раз. Тема домашнего насилия все еще очень табуирована, и большинство пострадавших не готовы делиться своим опытом, отмечает правозащитница.
Это лучше, чем когда говорят: "Все равно это ничего не изменит"
"В реакциях [на эту историю] из Чечни, Ингушетии и Дагестана я вижу слова: "Что вы выносите домашние дела на всеобщее обозрение?" – как будто не домашнее насилие выносят на всеобщее обозрение, а бытовую рутину вроде выбора цвета обоев. Стыд и страх – это инструменты, которые на Кавказе хорошо работают. Потому что общество и внешние наблюдатели, как правило, тоже пользуются этими инструментами и в онлайн-пространстве [обвиняют] пострадавших. Начитавшись таких комментариев, другие пострадавшие не захотят выйти в паблик", – рассуждает Михальченко.
В Дагестане, как и на Кавказе в целом, не принято говорить о домашнем насилии, соглашается знакомая с ситуацией правозащитница из Дагестана, пожелавшая остаться анонимной: "Но здесь девушка использовала это скорее как возможность защититься, потому что парень ее шантажировал. Она совершенно верно поступила, не дав ему возможности давления на нее путем шантажа".
Речь идет о шантаже интимными фото и видео блогерки, которые были сделаны в браке, – об этом заявила сама Камилла. Обвиняемый в насилии и ранее занимался распространением интимных фото и видео других девушек, отмечает правозащитница.
Основательница кризисной группы для пострадавших от насилия женщин "Марем" Светлана Анохина подчеркивает, что ее радует активность пострадавшей.
"Она (Камилла) очень грамотно к этому подошла, очень хорошо смонтировала свой ролик. Кроме того, она подала заявление о побоях. Но ее бывший супруг повел себя так плохо, что не вызвал никакой поддержки даже среди ярых патриархалов. Если бы он ее просто избил, его бы начали оправдывать тем, что она "довела". Но он тоже вышел в паблик и наговорил себе на заявление о клевете. Он пытался выставить себя как крутой кавказский мужик, а вышел персонаж, к которому очень трудно испытывать сочувствие", – говорит Анохина.
Но она также добавляет, что из этого все еще не следует, что история Камиллы будет иметь развитие в правовом поле.
- В мае 2024 года суд в Казахстане приговорил бывшего министра экономики Куандыка Бишимбаева к 24 годам лишения свободы за убийство жены, 31-летней Салтанат Нукеновой. 9 ноября 2023-го, находясь в ресторане, Бишимбаев жестоко избил жену. От полученных травм она скончалась. Дело вызвало широкий резонанс в Казахстане, процесс был публичным и транслировался в СМИ. В городах страны прошли демонстрации против насилия над женщинами. 15 апреля президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал закон о криминализации домашнего насилия.
- За половину 2024 года на Северном Кавказе потерпевшими от преступлений признаны почти 10 тысяч женщин – это максимальный показатель за восемь последних лет. При этом правозащитники сообщали об ухудшении ситуации с защитой прав женщин в республиках: к такому выводу они пришли после мониторинга судебных дел.
- Начиная с 2010-го года в Госдуму более 40 раз вносились законопроекты о профилактике домашнего насилия. Ни один документ не дошёл даже до первого чтения. В 2017 году домашнее насилие и вовсе декриминализировали: из-под действия статьи о побоях Уголовного кодекса были исключены побои и насильственные действия в отношении близких лиц.