Вскоре после начала полномасштабного вторжения России в Украину редакция Кавказ.Реалии начала собственный мониторинг сообщений о потерях российской армии на этой войне. По состоянию на 23 февраля 2025 года в поименном списке убитых военных из регионов юга России и Северного Кавказа 12 079 человек – без учета порядка 850 наемников, захороненных на кладбище ЧВК "Вагнер" на Кубани.
Все это время поток сообщений о погибших непрерывно возрастал. Так, если за отметку в 1000 человек этот список перешел 29 июля 2022 года, то есть через пять месяцев после начала войны, то на сбор информации об 11-й и 12-й тысячах погибших ушло в общей сложности лишь три с половиной месяца – с начала ноября прошлого года и до настоящего момента. С реальной динамикой потерь это связано лишь отчасти: часто об убитых военных становится известно спустя значительное время.
В числе известных погибших – минимум 728 наемников ЧВК "Вагнер", минимум семь наемников ЧВК "Редут" и еще 10 человек, воевавших в неназванных ЧВК, и не менее 51 наемника отрядов Минобороны "Шторм Z", которые формируются в основном из числа заключенных или "провинившихся" солдат. В общей сложности не менее 349 человек были завербованы из числа заключенных.
Известно о минимум 841 убитом мобилизованном. Среди погибших семь срочников и четыре женщины. На территории России были убиты не менее 95 человек – в том числе 81 в Курской области, 11 в Белгородской и трое в Брянской.
Не менее 784 погибших имели офицерское звание (включая офицеров полиции, юстиции, МЧС, ФСИН, Таможенной службы и офицеров запаса). В их числе – пять генералов, из которых лишь двое действующих; еще один был офицером запаса, а двое были осуждены и отправились на войну из колоний. Также известно о 32 убитых полковниках, 57 подполковниках, 101 майоре, 148 капитанах, 398 старших лейтенантах, лейтенантах и младших лейтенантах. Еще 43 человека имели офицерское звание, которое уточнить не удалось.
Из известных редакции убитых 16 военным было 18 лет, 19-летних – 70 человек, 20-летних – 131. Погибших в возрасте 50–59 лет – 426 человек, 60 лет и старше – 59 человек, самому пожилому было 69 лет. Медианный возраст убитых военных по-прежнему составляет 34 года (медианой называется значение, которое делит выборку пополам, то есть половине людей в списке 34 года или меньше, а половине – 34 или больше), однако продолжается "старение" участников вторжения: за последние три с половиной месяца число убитых в возрасте старше 50 лет выросло почти на треть.
В разрезе регионов юга России и Северного Кавказа известные погибшие распределяются следующим образом:
- Краснодарский край – 2870 человек;
- Волгоградская область – 1863 человек;
- Ростовская область – 1805 человека;
- Дагестан – 1439 человек;
- Ставропольский край – 1150 человек;
- Северная Осетия – 791 человек;
- Астраханская область – 767 человек;
- Чечня – 362 человека;
- Калмыкия – 284 человека;
- Кабардино-Балкария – 245 человек;
- Адыгея – 185 человек;
- Карачаево-Черкесия – 178 человек;
- Ингушетия – 140 человек.
Пропорционально численности населения региона максимальное число известных погибших – в Северной Осетии, минимальное – в Чечне. Доля погибших из Северной Осетии в населении республики выше соответствующей доли в Чечне почти в пять раз. Доля погибших в населении превышает среднюю по СКФО и ЮФО также в Калмыкии, Волгоградской и Астраханской области.
По данным "Кавказского узла", на 23 февраля 2025 года власти и государственные организации южных и северокавказских регионов официально подтвердили гибель лишь 5950 человек, в том числе поименно – 5210 человек.
Сопоставление информации "Кавказского узла" и сведений сайта Кавказ.Реалии позволяет оценить "уровень информирования", то есть долю военных, чья гибель была так или иначе подтверждена официально, в общем числе известных из всех источников погибших. Средний "уровень информирования" по всем регионам юга России и Северного Кавказа составляет 49%, то есть чуть менее половины. Самое низкое значение – в Краснодарском крае (23%), самое высокое – в Дагестане (88%).
- Мониторинг военных потерь, который ведет сайт Кавказ.Реалии, заведомо не позволяет установить их реальный масштаб. Дело не только в сокрытии потерь властями, хотя оно очень масштабно, – но и имеющаяся информация бывает крайне скудна. Это касается не только общей численности убитых, но и социально-демографических данных о них, а также данных, касающихся статуса, в котором они принимали участие в войне, сведений о воинских званиях, месте службы, месте гибели и т.п. По существу, мониторинг дает информацию не столько о потерях как таковых, сколько об их структуре, динамике и репрезентации в публичном поле.
- По подсчетам Русской службы Би-би-си и "Медиазоны", по состоянию на 21 февраля 2025 года поименно известно о 95 026 погибших в Украине российских военнослужащих.