За честные выборы

Марат Исмаилов, организатор антикоррупционной акции в Махачкале (архивное фото)

В Дагестане активисты создают общественное движение наблюдателей, чтобы пресекать фальсификацию результатов выборов

На прошлой неделе организатор митингов против коррупции и "забастовки избирателей" в Махачкале, юрист Марат Исмаилов сообщил о запуске проекта "Наблюдатели Дагестана", который будет заниматься мониторингом на выборах.

На выборах президента России, которые пройдут 18 марта 2018 года, активисты надеются охватить все избирательные участки Махачкалы и Каспийска: это 156 и 22 участка, соответственно.

"Идеально было бы по 2 наблюдателя на УИК (участковая избирательная комиссия). Сайт мы сделали, желающие уже есть. Первым делом откликнулись участники митингов и активисты из #ГородНаш, которые борются против незаконной застройки Махачкалы", - рассказал Марат Исмаилов "Кавказ.Реалии".

Участники проекта уже договорились с представителями одного из потенциальных кандидатов: в случае его регистрации активисты получат направления для наблюдателей и членов УИКов с правом совещательного голоса. Если этого кандидата не зарегистрируют, наблюдатели обратятся к другим участников выборов или в Общественную палату Дагестана (согласно последним изменениям в законе о выборах, общественная палата также может выдавать направления).

"Мы подготовим наблюдателей, которые будут фиксировать нарушения во время голосования и скидывать информацию в общую группу. Она будет моментально выходить в сеть. Мы хотим придать огласке каждый факт фальсификаций, а после выборов обратиться в суд по поводу нарушения избирательного законодательства", - говорит собеседник "Кавказ.Реалии".

Типичными видами фальсификаций выборов в Дагестане Исмаилов называет массовые вбросы бюллетеней, "карусели" (когда при входе на участок нарушителям выдают уже заполненный бюллетень, его они и опускают в урну для голосования, а чистый бюллетень отдают организатору правонарушения за вознаграждение) и сильное завышение явки.

"В 2016 году я наблюдал на выборах [в Госдуму и Народное собрание Дагестана] в Каспийске. Большинство наблюдателей вели себя как статисты, никак не реагируя на нарушения. Зафиксировав 'карусель', я потребовал прекратить это, но мне стали намекать на плохие последствия, а потом вызвали на разговор с председателем Госсобрания Каспийска и одним из депутатов, которые заявили: нам надо не упасть в грязь перед федеральным центром. Полиция в ситуацию тоже никак не вмешивалась. Но если у нас будет большая сеть наблюдателей, мы сможем показать реальные результаты выборов и явку", - считает он.

Другой участник проекта, IT-инженер Руслан Магомедов пытался стать наблюдателем еще на президентских выборах 2012 года, но не смог добиться направления от дагестанских коммунистов. Его товарища, который направление от КПРФ все же получил, представители партии отозвали с участка, как только он попытался пресечь нарушения, вспоминает Руслан.

В 2016 году Магомедов сам стал кандидатом, чтобы иметь возможность наблюдать и выдавать направления другим наблюдателям.

"Это было техническое выдвижение, - признается Магомедов, - И мы специально выбрали для наблюдения участки, которые показывали рекордно высокую явку в прошлые годы. В присутствии наших наблюдателей явка на этих участках оказалась рекордно низкой. Она упала с 90% до 20%. И я не верю, что это могло быть простым совпадением".

На одном из участков наблюдатели из команды Руслана смогли зафиксировать "карусель": избирателям подозрительно быстро выдавали бюллетени, а когда туда приехал сам Магомедов и решил проследить за выдачей листов для голосования, члены УИКа начали отказывать "карусельщикам", поскольку у тех не было местной прописки, вспоминает собеседник "Кавказ.Реалии".

На другом участке наблюдали сообщили о массовом вбросе: председатель и члены УИКа открыли урны для голосования и забросили туда пачки бюллетеней. Когда Магомедов приехал туда и начал искать свидетелей нарушения, председатель УИКа стал требовать от него покинуть помещение, а потом на участок вбежали несколько молодых людей, которые силой вытолкали Руслана с территории, отобрав у него планшет и угрожая избить.

"Как бы то ни было, мы убедились, что если наблюдение грамотно организовано, то можно пресекать нарушения и не дать завысить явку. Мы получили некий успех, теперь хотим его развить и закрепить, поэтому движение 'Наблюдатели Дагестана' мы создаем на много лет вперед, чтобы в республике был постоянный общественный контроль за выборами", - говорит Магомедов.