"Я только служил отечеству..."

Мусаев не может понять, что произошло

Мэр Махачкалы Муса Мусаев помещен в ИВС на 10 суток

Ближайшую неделю мэр Мусаев проведет за решеткой. Такое решение принял Советский райсуд. Если градоначальнику будет предъявлено обвинение, то его заключение растянется как минимум на два месяца.

Задержание чиновника получилось очень громким. Журналисты всех федеральных телеканалов и информагентств два дня дежурили у суда. Похожую ситуацию дагестанцы наблюдали несколько лет назад, когда за экс-мэром Саидом Амировым прибыл вертолет.

Старший сын не пришел

Меру пресечения Мусаеву должны были избрать еще 20 января, но в этот день служители Фемиды материалов дела не дождались. Заседание было перенесено на воскресенье. Уже в 10 часов утра возле здания Советского райсуда стали собираться родственники и коллеги опального мэра.

Людей было так много, что в здание пустили только близких родственников (супругу и сына) и пару чиновников, среди которых замечены заместители Мусы Асхабалиевича - Магомед Магомедов и Запир Алхасов, глава Кировского района Салих Сагидов.

Бадрудин, старший сын градоначальника, на процессе не появился. Парень проходит по другому уголовному делу – обвиняется в нападении на полицейских. В сентябре он был оправдан, но Верховный суд РД отменил это решение.

Желающих попасть на заседание оказалось так много, что в суд пустили только самых близких

Следователь по особо важным делам СУ СКР по Дагестану Абакар Шуайпов ходатайствовал об аресте главы Махачкалы. Он сообщил, что уголовное дело против мэра, который подозревается в "превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий", было возбуждено 18 января.

Силовик подчеркнул, что чиновник подозревается "в совершении преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы органов местного самоуправления".

По версии следствия, 25 марта 2016 года Мусаев незаконно подписал постановление о предоставлении земельного участка площадью около 17,5 тыс. кв. м в собственность ОАО "АСПК".

Участок был оценен в 1,1 млн рублей, хотя его рыночная стоимость составляет более 81 млн. Следователь заявил, что градоначальник подписал документы о выделении земли, зная, что участок является собственностью республики.

По словам сотрудника СУ СКР по Дагестану, Мусаев подозревается в преступлении, которое относится к категории тяжких (предусмотрено наказание до 10 лет заключения). Поэтому, считает Шуайпов, "подозреваемый может скрыться от суда или иным способом воспрепятствовать производству по уголовному делу".

Правоохранители настаивали: мягкая мера пресечения позволит подозреваемому оказать давление на подчиненных (с целью изменения ими показаний) и уничтожить доказательства.

Виллы в Бразилии нет

Адвокаты напирали на то, что их подзащитный даже не предпринимал попыток скрыться. Сулейман Азуев уточнил у правоохранителя, при каких обстоятельствах был задержан его доверитель. Шуайпов сообщил: после обыска в доме мэр в сопровождении следователей приехал в СУ СКР по республике.

Тогда Азуев пошел в наступление: в материалах дела нет документа, подтверждающего, что его клиент "был задержан в аэропорту при попытке вылететь в ОАЭ или что у него есть вилла в Бразилии".

Следователь возразил: у органов есть оперативная информация о том, что Мусаев может скрыться.

Адвокаты Сулейман Азуев и Султан Калаев, судя по всему, настроены на продолжительную работу

Тогда Азуев поинтересовался, есть ли у СУ СКР какие-либо данные о попытках градоначальника оказать давление на свидетелей. Шуйапов ответил, что Мусаев задержан со дня возбуждения дела, поэтому у него не было физической возможности это сделать.

Потом защита пыталась перейти к существу дела, бросившись доказывать, что земля, которую якобы выделил Мусаев, не является собственностью республики. Адвокат Алексей Воронин спросил у следователя, есть ли в материалах дела факты, указывающие на то, что при заключении сделки подозреваемый имел корыстный интерес. Шуайпов ответил, что в деле есть "некоторая информация".

Азуев заявил, что силовики жонглируют инсинуациями. Защитник ходатайствовал о мягкой мере пресечения. Он просил суд учесть, что у Мусаева на иждивении четверо детей (младшая дочь и вовсе является несовершеннолетней).

Кроме того, он взывал к гуманизму, поскольку его доверитель страдает гипертонической болезнью. За Мусаева поручились депутаты горсобрания, члены Совета ветеранов войны и труда и махачкалинской общественной палаты.

"Что произошло, я не могу понять​"

Сам Мусаев подчеркнул, что за 2,5 года не подписал ни одного неправомерного документа. Он, по собственному признанию, был в курсе, что "идут мероприятия по вопросам, связанным с постановлением о передаче земельного участка". "Через 10 минут после того, как ушли сотрудники ФСБ и УБЭП, пригласил своих технических специалистов и предложил им отменить постановление, если оно является незаконным, - рассказал он. – Они заверили, что все сделано по закону".

Your browser doesn’t support HTML5

Речь мэра Махачкалы в суде

По его словам, юридическое управление мэрии может ответить за каждый документ. "Знал, что полтора месяца занимаются этим. Каким образом я могу повлиять на ход дела?" - сокрушался чиновник.

"Ни один из моих заместителей не получил от меня за два с половиной года незаконного указания, хоть мой родной отец придет. Это вам подтвердят все 220 человек, которые работают в администрации", - говорил он.

"За 2,5 года, кроме как служить народу и своему отечеству, я ничего не сделал. И мне очень обидно, ваша честь, что изначально меня обвиняют в том, что я имел злой умысел, - расстраивался он. - На основании каких документов? Что произошло, я вообще не могу понять".

Он заявил, что никуда убегать не собирается и намерен дальше служить отечеству. Со дня назначения, заверил подозреваемый, он работал по 18 часов в сутки: "Когда на меня вышли, в ту ночь тоже лег в три часа ночи, работая с документами".

Градоначальник пытался убедить суд в том, что каждый несет персональную ответственность за принимаемое решение и что городским собранием утверждены должностные инструкции.

"Я причем? Я что, должен экспертизу всех листов в каждой папке проводить? Я 5000 листов в день читать не могу. У меня было 100% зрение, когда я пришел на работу, а сейчас оно ухудшилось из-за постоянного чтения материала", – пожаловался он.

Патриотическая речь мэру, впрочем, не помогла. Судья Далгат Гаджиев заключил градоначальника под стражу на 10 суток - до предъявления обвинения.