Немецкий фотограф Томас Дворжак снимает военные конфликты с 19 лет. В начале 90-х он отправился на Кавказ, где в течение десяти лет освещал события. Документировал происходящее в Чечне, Нагорном Карабахе и в Абхазии.
В 2004 году именно эти кадры стали для Дворжака пропуском в агентство Magnum Photos. Позже он ездил на Балканы, в Ирак и в Афганистан. Снимал последствия терактов 9/11 и урагана "Катрина".
После войны в Абхазию Дворжак летает часто, но предпочитает лишний раз "не светиться". По его словам, в разгар конфликта он даже не представлял, как это место будет выглядеть в мирное время.
Но сейчас он решил сделать редкое исключение и встретился с аудиторией в Сухуме – на базе культурной площадки СКЛАД. Со своими поклонниками, некоторые из которых приехали на мероприятие из Сочи, он общался на русском языке с явным кавказским акцентом, в свою речь гость периодически вкраплял забытые даже носителями литературные обороты.
"Я рос в скучной немецкой обстановке. Родители моего отца – беженцы из Чехословакии, поэтому дома часто говорили о войне, – вспоминает он. – Однако я жил в маленьком зеленом городе и жутко тосковал по жизни. Для меня самым главным было вырваться из этого мира".
Тогда он еще не понимал, чем хочет заниматься. В те времена не было интернета и возможности всего за несколько минут найти новых знакомых в других странах. Тогда Дворжак зацепился за свое желание путешествовать. С него все и началось.
"Внезапно осознал, что хочу быть военным фотографом. Я, конечно, понятия не имел, что это такое, – улыбается он. – После окончания школы я получил стипендию и в 1991 году начал ездить. Я переехал в Москву, стал учить язык и искать себе дело, точнее, войну".
На 3-4 дня Дворжак рванул в Югославию, "но это было не то": "В 1993-м услышал о войне в Абхазии и со своим знакомым фотографом приехал сюда. Остался на 4 месяца, последние месяцы войны. Для меня все началось с Абхазии – именно здесь я стал фотографом".
"Я просто ходил пешком по Абхазии. Именно по стране, а не по городу, – продолжает он. – Вы же понимаете, нет никакого транспорта – где-то автостоп, где-то на своих двоих. Я снимал все подряд, в какой-то момент удалось сделать первые кадры, которыми можно гордиться. Тогда я захотел остаться на Кавказе".
Именно репортажи с Кавказа – из Чечни, Абхазии и Грузии сделали Дворжака всемирно известным фотографом. Несколько лет Томас провел в Тбилиси и в Грозном, некоторое время – в Дагестане. Мужчина вспоминает времена, когда у него скопились сотни отснятых кадров, а денег на проявку не было. Локации для съемок он искал тоже сам.
"Если что-то случилось в Грозном, то я ехал. Если что-то в Азербайджане, то туда. Могу назвать отчасти кавказским фотографом. До конца 90-х я проводил здесь очень много времени, только потом по разным причинам уехал", – говорит он.
Мастерство фотографа, рассказывает Томас, он осваивал самостоятельно. А вот для оформления своей фотокниги "Кавказ" ему пришлось обратиться к творчеству Александра Пушкина, Михаила Лермонтова и Льва Толстого. Именно их текстами он сопроводил свои черно-белые военные снимки. Но это вовсе не значит, что Дворжак забыл об увиденном.
Мастер показал абхазской аудитории презентационный ролик "Кавказа". Его военные снимки предельно жесткие и откровенные. Многие СМИ отказывались от его фотографий из-за излишней натуралистичности. Сам же Дворжак стремился к одному – показать, как страшна война.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия.