Вырваться из Сирии

Мухаммад мечтает о простом -  воссоединиться с семьей, получить образование и найти работу

17-летний черкес, бежавший в Адыгею из Сирии, начинает жизнь с чистого листа

Кардан Мухаммад Берри выглядит, как ребенок – да он, впрочем, и есть ребенок. Парень приехал на родину без родителей и близких. Сейчас у него нет ничего – даже предметов первой необходимости. Местные общественники поселили юного земляка в дом одного из репатриантов в адыгейском ауле Панахес. В этом же селении проживают черкесские семьи из Сирии.

В сирийском селе Энем (в окрестностях Хомса) остаются его отец, мать, две сестры и два брата.

С визой препятствий у беженца не возникло (приехал с письменного согласия родителей). Несмотря на кров, пищу и отсутствие взрывающихся бомб, есть то, что беспокоит Мухаммада – в сирийском селе Энем (в окрестностях Хомса) остаются его отец, мать, две сестры и два брата.

Родным хватило денег на билет только для него. «На большее не было возможностей», - говорит беженец корреспонденту «Кавказ.Реалии».

Но Берри не теряют надежды вырваться из Сирии.

Каких-либо черкесских или чеченских вооруженных групп в Сирии парень не заметил.

Поскольку Энем не имеет какого-либо стратегического значения, военные действия там не проводятся, бомбы, следовательно, не падают. Однако в брошенном на произвол судьбы селе люди реально голодают, утверждает Мухаммад. Гуманитарную помощь оказывают только в крупных городах, поэтому сирийцам приходится ездить за едой, преодолевая десятки километров.

Каких-либо черкесских или чеченских вооруженных групп в Сирии парень не заметил.

Черкесские общественники, уладив юридические и организационные моменты, обратились к роду Кардановых с просьбой проявить участие в судьбе Мухаммада.

Предки Кардан Мухаммада, жившие в ауле Чегем, покинули Кабарду в 1905-м. Известно, что крестьянское восстание 1905 года вынудило покинуть Кавказ сотни кабардинских и балкарских семей. Турецкое правительство поселило их в Сирии.

«Отец дал ему письменное описание родословной, где Чегем указан как прародина семьи».

«Отец дал ему письменное описание родословной, где Чегем указан как прародина семьи. Хочется, чтобы его посещали Кардановы (а их, как я выяснил, аж 68 тысяч человек!). Надеюсь, они признают родство. Ведь на Кавказе это крайне важно», - говорит активист Аскер Сохт.

Мухаммад планирует жить в Адыгее. Разделения между Адыгеей и Кабардой не проводит.

Активисты заверяют, что парень «получит все необходимое».

«Молодой человек очень воспитанный, скромный. Чувствуется отцовское воспитание и кабардинская гордость. Имеет похвальное желание учиться и получить специальность», - добавляет Сохт.

В Сирии ему удалось закончить восемь классов. После зимних каникул Мухаммад пойдет в местную школу. Однако сначала он должен выучить русский язык, пока говорит только на арабском. В целом же парень мечтает о простом - воссоединиться с семьей, получить образование и найти работу.