Известный общественный деятель и журналист Максим Шевченко резко выступил против положения закона, которое говорит об “особой, объединяющей роли русского народа, его культуры и русского языка как исторической основы российской государственности, их определяющей роли в утверждении общероссийского самосознания (идентичности) и укреплении единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации)”. По словам Шевченко, “фиксация особой роли какого-либо народа в становлении государственности - это мина под эту самую государственность”.
По мнению политолога из Чечни Абдула Истамулова, “большая роль русского народа в создании и функционировании российского государства и так понятна – она была, есть и, скорее всего, будет, но обозначать и прописывать это в законе нежелательно. Оттого, что роль русского народа не будет высказана в законе, он не пострадает, зато этим могут воспользоваться оппоненты России и вызвать раскол в обществе, в котором проживает около 200 национальностей”, - сказал Истамулов в интервью с “Кавказ.Реалии”.
Несколько иначе видит проблемность такой формулировки обозреватель радио “Эхо Москвы” в Махачкале Эдуард Уразаев. “Особая роль русского народа – это политическая формулировка, которая может быть декларативной и безобидной, если она не превращается в конкретные законодательные нормы по социально-экономическому или культурному развитию одних в ущерб другим”.
Тем не менее, по мнению Уразаева, такая декларация о роли русского народа была бы полезна для морально-психологического состояния этнического большинства страны. “Трудно отрицать государствообразующую и доминантную в культурном отношении роль русского народа. От этого никуда не уйти, оно так и есть фактически. Некоторые сторонники этой точки зрения пытаются провести это в законе тихой сапой и потом получить какие-то политические дивиденды. Их оппоненты опасаются, что после принятия такой декларации о доминирующей роли русского народа начнутся преференции по этническому признаку в кадровой, политической и экономической сферах”, - говорит Уразаев.
Председатель Кабардино-Балкарского правозащитного центра Валерий Хатажуков считает, что принятие даже на декларативном уровне особой роли русского народа было бы шагом в сторону большей дискриминации в отношении национальных меньшинств России и противоречило бы духу конституции страны. По мнению правозащитника, российские власти уже делают крен в пользу русского народа, даже когда формально особая роль русских не закреплена в законе. “Я сравниваю отношение России к русским на Донбассе, в Крыму и к черкесам – отношение диаметрально противоположное – беженцев из Украины принимают, а черкесам из Сирии уже три года не дают приехать на свою историческую родину”, - говорит Хатажуков. По мнению правозащитника, о предпочтениях федеральных властей также свидетельствует снижение поддержки национальных языков и выхолащивание содержания национальных автономий, которые уже “ничего не решают” и "даже не избирают своих руководителей".
Народы Северного Кавказа заинтересованы в том, чтобы Россия оставалась единым и неделимым государством, но для того, чтобы укрепить единство страны, она должна стать реальной демократической федерацией, а не двигаться в сторону предоставления привилегий одним народам в ущерб другим, говорит правозащитник из Кабардино-Балкарии.