Возвращение леопарда

Ученые рассчитывают, что восстановление популяции кавказского леопарда начнется с Северной Осетии

В горах Северной Осетии выпустят двух леопардов. Они призваны не только восстановить исчезнувшую популяцию, но и потеснить расплодившихся волков и шакалов.

Пара разнополых особей переднеазиатского леопарда будет доставлена в труднодоступное Дигорское ущелье на юго-западе Северной Осетии в третьей декаде июля. Такое решение приняло Минприроды России на основе рекомендаций ученого сообщества. Совсем недавно четверо питомцев Сочинского центра восстановления леопардов успешно сдали "выпускные" экзамены, подтвердив готовность к самостоятельной жизни в дикой природе.

Так, они продемонстрировали умение самостоятельно охотиться, избегать человека и даже отказываться от нападений на домашний скот, рассматривая, например, коз как собственность человека, которого лучше обходить стороной. Последнее особенно важно, поскольку жители горных районов преимущественно живут за счет скотоводства и прежде не раз проявляли беспокойство по поводу появления крупного кошачьего хищника.

Однако участники совместного проекта института проблем экологии и эволюции и компании РусГидро заверяют, что подобные опасения напрасны. Во-первых, в горах у леопарда много потенциальной добычи в виде туров и серн. Во-вторых, как отмечают специалисты-зоологи, леопарды начнут выдавливать других хищников – волков и шакалов, которые действительно крайне опасны для домашнего скота.

"Леопард – это главный хищник Кавказа, и его появление благоприятно скажется на состоянии горных экосистем и возьмет под контроль численность других хищников, распространившихся в его отсутствие. При этом леопард более осторожный, аккуратный и скрытный хищник по сравнению с волком или шакалом", - рассказала "Кавказ.Реалии" кандидат биологических наук Анна Ячменникова.

Переднеазиатский леопард считался исчезнувшим в Северной и Южной Осетии из-за неконтролируемого отстрела с середины прошлого века. С тех пор волки стали полноправными хозяевами горных районов и лесов и до сих пор периодически совершают нападения на домашний скот.

В конце прошлой недели Минприроды РФ приняло окончательное решение о распределении второго выпуска центра восстановления леопардов. Две особи отправятся в Северную Осетию, один самец переедет в Кавказский заповедник, еще одна особь, самка, останется жить в центре для воспроизводства будущих поколений. Основной выпуск намечен в национальном парке "Алания", в Дигорском ущелье Северной Осетии. Это место определено учеными как оптимальное для реинтродукции животных, занесенных в Красную книгу России. Здесь достаточно хорошая кормовая база, а населенные пункты немноголюдны.

Директор института проблем экологии и эволюции Вячеслав Рожнов отмечает, что выпуск животных в Северной Осетии обеспечивает возможность размножения леопардов и их встречи с дикими особями, которые все еще заходят на территорию республики. "По данным локаций спутникового ошейника, которым оснащается каждый выпускаемый в природу леопард, удастся изучить маршруты животных в дикой природе!, – отметил академик Рожнов.

В течение года в республике активно реализовывалась программа по восстановлению популяции переднеазиатского леопарда. Она включала не только научные исследования, но и экопросвещение населения, направленное на повышение экологической культуры. А в конечном счете – защиту леопарда от рисков браконьерской охоты. Негласно до охотничьего сообщества уже довели информацию о том, чтобы они пресекали попытки охоты на краснокнижных животных и предупредили возможных браконьеров о серьезных уголовных санкциях.

Участники проекта рассчитывают, что группировка леопардов не только закрепится в Осетии, но и будет расширяться, а также поможет изучить их диких сородичей, которые, судя по всему, периодических заходят со стороны Ирана. Ранее на Гизельдонской и Зарамагской ГЭС Северо-Осетинского филиала РусГидро камеры наблюдения несколько раз фиксировали появление дикого леопарда. Это обстоятельство вызвало особый интерес у ученых-зоологов, после чего Северную Осетию стали рассматривать как одно из приоритетных мест для реинтродукции переднеазиатского леопарда.