Возрождение "черкесской скрипки"

"У нас появились виртуозы-исполнители, но нет такого, чтобы шичепшин был всегда в продаже"

26 января в Нальчике состоится презентация "Атласа адыгского (черкесского) шичепшина" заслуженного художника республики и мастера народных музыкальных инструментов Замудина Гучева.

Этот труд 25-летней работы мастера написан на адыгском, русском и английском языках. Приложение книги - "Антология черкесских (адыгских) наигрышей на шичепшине" - представлено в виде CD-альбома со старинными адыгскими инструментальными наигрышами и песнями под аккомпанемент шичепшина.

Именно сегодня возрождение игры на шичепшине имеет колоссальное значение, так как он связан со старинным песнопением, которое является источником для будущих композиторов.

Шичепшин – это старинная адыгская скрипка, народный струнный смычковый музыкальный инструмент, который изготавливается, в основном, из куска дерева груши, клена, липы. Шичепшин при игре надо держать вертикально, о колено упирая низ корпуса. Самая раритетная "черкесская скрипка" была изготовлена еще в 19 веке. Самое раннее произведение, исполняемое кабардинским джэгуак1о (в переводе "народный артист") Асхадом Шогеновым под адыгскую скрипку, "Песня о нарте Саусэрыкъо", было записано в 1914 году. Сейчас существует только один сигнальный экземпляр Атласа, где собраны около 350 фотоиллюстраций 150 адыгских шичепшинов.

Продемонстрированные в новом атласе инструменты автор книги нашел в музеях Санкт-Петербурга, Москвы, Краснодара, Нальчика, Майкопа, а также во Франции ("Музей на набережной Барли"), в Грузии ("Государственном музее им. С. Джанашия"), в Англии (в "Музее и садах Хорнимана"), в частных коллекциях Турции, Израиля, Голландии, а также Денверском университете искусств в США.

Эта книга в магазинах представлена не будет, поскольку для этого нет возможности.

Как рассказал нам сам автор книги, дипломант Российской Академии Художеств, "книга будет печататься в 500 экземплярах за счет подписчика, то есть тех, кто любит и интересуется адыгейской музыкальной культурой и культурой вообще". По словам мастера, сейчас такое желание изъявили более 150 человек. Он уточняет, что эта книга в магазинах представлена не будет, поскольку для этого нет возможности.

Сейчас в отношении возрождения игры на шичепшине произошел своеобразный ренессанс, однако наладить поток изготовления и реализации этого народного инструмента не удалось на данный момент, говорит музыкант. "У нас появились виртуозы-исполнители, но, к сожалению, шичепшин не всегда есть на прилавках магазинов, и зачастую его нельзя купить по доступной цене".

По мнению автора атласа, для этого нужна и государственная поддержка. "Мы учим исполнителей, а у них нет возможности приобрести музыкальный инструмент, - сетует он. - Сейчас в трех республиках проживания черкесов работает только по одному мастеру по изготовлению разных видов шичепшинов. В Адыгее это Айдамир Потоков (работает при наличии заказа). В Кабарде - тоже один мастер - Зубер Еуаз, который делает нетрадиционный оркестровый шичепшин, в Карачаево-Черкессии - Азамат Ашибоков. В Турции в черкесской диаспоре тоже работают несколько мастеров под индивидуальные заказы".

"Мы учим исполнителей, а у них нет возможности приобрести музыкальный инструмент".

Замудин Гучев отмечает, что именно сегодня возрождение игры на шичепшине имеет колоссальное значение, так как этот музыкальный инструмент связан со старинным песнопением, которое является историческим источником и источником для будущих композиторов. А вот композиторов во всех черкесских республиках сегодня не хватает, говорит собеседник.

Мастер уверен, что на северном Кавказе ситуация с обучением исполнению на инструменте и песнопениям лучше всего обстоит в Адыгее. Сейчас он руководит ансамблем адыгского аутентичного песнопения и инструментальной музыки "Жъыу" в стенах республиканской детской школы искусств, обучая 25 детей. По его словам, "необходимо организовать эту работу на республиканском уровне, чтобы было более масштабно".