В России завершилась массовая ротация губернаторов: пятеро ушли в отставку. Они не смогли обеспечить "Единой России" уверенную победу на сентябрьских выборах, восприняв буквально тренд на честные выборы. Северокавказские руководители поняли все правильно: запрос Кремля был не на честные выборы, а на отсутствие скандалов.
Напомним, 6 февраля о досрочном сложении полномочий заявил глава Пермского края Виктор Басаргин, 7-го – руководитель Бурятии Вячеслав Наговицын. Еще о трех отставках стало известно на этой неделе: 13 февраля ушел губернатор Новгородской области Сергей Митин. 14-го - глава Рязанской области Олег Ковалев, 15-го свой пост покинул Александр Худилайнен из Карелии.
В СМИ произошедшее получило определение "падеж губернаторов".
Политологи строили различные версии: по одной из них, чиновники не сумели справиться с расколом местных политических элит. И если Худилайнен прибегал к силовым методам, что категорически не подходило Карелии с ее ориентированностью на Европу, то Наговицын был, напротив, слишком мягок.
При этом глава Дагестана Рамазан Абдулатипов, чьи отношения с республиканскими элитами также весьма натянуты (слухи о его скорой отставке успели набить оскомину), к удивлению, удержался.
Ни к кому из северокавказских лидеров, если верить кремлевским инсайдерам, у Москвы пока претензий нет.
Ни к кому из северокавказских лидеров, если верить кремлевским инсайдерам, у Москвы пока претензий нет. Результаты "Единой России" на прошедших в сентябре выборов в Госдуму и в региональные парламенты сняли все вопросы – на Кавказе они были ошеломляющими. Например, больше всего голосов правящая партия получила в регионах с максимальной явкой: 88% - в Дагестане, 81,67% - в Карачаево-Черкесии, 77,71% - в Кабардино-Балкарии.
В 2016 году федеральным центром формально продвигалась тема честных выборов (в Кремле помнили, к чему привели массовые фальсификации в 2011 году), однако это не значит, что выводы по неудовлетворительным результатам ЕР не были сделаны.
Вероятно, губернаторам следовало самим сообразить, что тренд на честные выборы – это абсолютно не то же самое, что реально честные выборы. От чиновников требовалось при соблюдении формальностей и отсутствии скандалов обеспечить "Единой России" внушительную победу. И на Северном Кавказе учащенные подмигивания Москвы уловили, в Карелии, Бурятии и др. – нет.
Вероятно, губернаторам следовало самим сообразить, что тренд на честные выборы – это абсолютно не то же самое, что реально честные выборы.
Политолог Григорий Голосов уверен, что отставки были организованы "не по географическому признаку, а по электоральному".
Он прослеживает четкую связь между увольнениями и слабыми результатами "Единой России" на сентябрьских выборах.
"На Кавказе все в порядке с результатами "Единой России". Поэтому в эту череду отставок главы СКФО не попадают", - говорит эксперт, не исключая, что Абдулатипов "может другим способом провиниться перед Кремлем".
Голосов соглашается, что Кремль сам пудрил всем мозги с честными выборами, но "губернаторы должны любыми способами добиваться хороших результатов для ЕР".
Аналогичного мнения придерживается и профессор Европейского университета Владимир Гельман. Он не склонен философствовать на тему того, кто что понял и почему ушедшие в отставку промахнулись с фейковым запросом Кремля на честные выборы. "Дали конкретную установку по явке и результатам. Кто не справляется - тому на губернаторском посту не место, - рассуждает он. – Судят по результатам. Не так важно, кто что понял. Важно, кто что получил. Теперь все поймут...".
Старшему научному сотруднику Центра проблем Кавказа и региональной безопасности Института международных исследований МГИМО (У) МИД РФ Вадиму Муханову попытки рационально объяснить то или иное кадровое решение напоминают гадание на кофейной гуще, поскольку "классической и единообразной схемы нет". Одно ему ясно: отставки не связаны с положением дел в субъектах.
Одно ему ясно: отставки не связаны положением дел в субъектах.
Он сетует на отсутствие прозрачности при назначениях и увольнениях. Приходится ориентироваться на "определенный набор предположений и прогнозов, которые основываются исключительно на инсайдерской информации".
Тот же Абдулатипов, по его мнению, не является сильным лидером, однако, несмотря на какие-то сигналы, которые до Москвы, безусловно, доходят, прогнозировать его будущее нельзя, поскольку, как уже отмечалось, единой схемы снятия руководителя нет.